Авторское право на кулинарные рецепты
Сегодня затрону тему, которая касается не только меня, но и любого человека, который решит что-то приготовить по рецепту из сети и выложить у себя на странице, тема эта – авторское право на кулинарные рецепты.
Томить долго не буду, такие рецепты не защищены авторским правом. Исключение: запатентованные, зарегистрированные как ноу-хау или секрет производства.
Согласно п. 5 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы.
На мой взгляд, рецепт — это как раз способ и процесс приготовления пищи, поэтому он не является объектом авторского права.
Однако авторским правом охраняются: описание приготовления (текст), фотографии, оригинальное название, поэтому, чтобы не нарушать авторские права, вам необходимо взять рецепт, но описать процесс приготовления, придумать название и сделать фотографии вы должны свои.
Если же вы берете чужой материал, то необходимо: попросить разрешения у автора и при публикации сделать ссылку на него.
Будьте цивилизованными, не крадите чужие тексты и фотографии.
На страже хорошего вкуса: проблемы защиты авторского права в ресторанном бизнесе
На кухне вдохновение приходит не реже, чем за холстом, и для многих кулинаров любимые рецепты становятся предметом гордости, как и картины для художников. Взять, к примеру, символ праздничного стола салат «Оливье»: хотя в каждой семье блюдо готовится по своему «домашнему» рецепту, увековечено в названии имя автора оригинала. При жизни Люсьен Оливье держал список ингредиентов в строжайшем секрете. С XIX века поменялось многое, но проблема защиты рецептов от конкурентов осталась.
Интерес к ресторанному бизнесу в России и в мире не угасает, несмотря на высокий процент банкротств. По оценке экспертов Deloitte, только в Москве в 2018 году работали более 11 000 предприятий общественного питания, а общий оборот отрасли в России под конец года достиг 1,5 трлн рублей. Высокая конкуренция стимулирует рестораторов разрабатывать необычные фирменные блюда и нанимать именитых шеф-поваров. Как показывает история с салатом «Оливье», рецепт блюда может прославить и автора, и заведение не только среди современников, но и в веках. Возникает вопрос: как ресторану защитить свою «визитную карточку» и закрепить за собой право на изготовление уникального блюда?
Предотвратить утечку рецептов очень трудно, и некоторые специалисты сомневаются, что это в принципе осуществимо. Бренд-шеф «Чайхоны №1» братьев Васильчуков Сергей Сущенко: «По моим авторским рецептам часто готовят в других ресторанах. С одной стороны, неприятно, когда в своих коммерческих интересах используют твою интеллектуальную собственность и оригинальный рецепт, над которым ты работал не один день. С другой стороны, это признание профессионализма и востребованности среди конкурентов: если блюда по моим рецептам используют другие шеф-повара, это лучший комплимент, значит, их любят гости».
Андрей Голубков, директор по связям с общественностью компании сети «Азбука Вкуса», тоже считает, что в ресторанном бизнесе «заимствования» рецептов не являются редкостью, но повторить работу мастера в точности практически невозможно, поскольку помимо рецепта на вкус конечного блюда влияют многие факторы, в том числе качество продуктов и мастерство шефа.
К примеру, у «Азбуки Вкуса» есть собственная фабрика-кухня, где производят готовые блюда по специально разработанным шеф-поварами сети рецептам. Приготовлением блюд занимаются специалисты производства, ориентируясь на технологические карты — данные документы в нашей компании охраняются коммерческой тайной, —
Если для поваров известность бывает важнее защиты их авторского права, то для рестораторов кража рецептов может стать серьезной проблемой. Кулинарные конфликты могут достигать таких масштабов, что охватывают целый город, как это довольно часто происходит в Нью-Йорке, центре гастрономического мира. В основном споры возникают, когда бывшие сотрудники открывают собственные рестораны со схожим меню. Самыми крупными жертвами «ресторанных войн» последнего времени стали культовые заведения Prince Street Pizza, Magnolia Bakery и Pearl Oyster Bar, понесшие в результате разборок с «дублерами» финансовый и репутационный ущерб. Есть и человеческие жертвы: так, в 2016 году полиция признала мотивом убийства шефа пиццерии L&B Spumoni Gardens Луи Барбати именно конфликт из-за кражи рецепта.
Основная трудность для защиты гастрономического творчества — в отличии формы, то есть внешнего вида продукта, вкус блюда не является объектом авторского права. В 2018 году в результате спора между двумя голландскими производителями сыров Европейский суд окончательно постановил, что вкус пищи не может быть определен точно и объективно, так как является слишком субъективным ощущением.
Но несмотря на расхождения во мнениях и существующие правовые трудности, защита авторского права в ресторанном бизнесе необходима. По мнению юриста, патентного поверенного и старшего партнера юридической фирмы «ПатентЛаб» Карена Мусаеляна, в настоящий момент в России регистрация и защита рецептов, признание их объектами интеллектуального права (патенты, ноу-хау) в ресторанном бизнесе постепенно набирает обороты, но все еще является нечастым явлением: «В целом рестораны довольно редко прибегают к такой защите, что в первую очередь связано с низким уровнем правосознания у предпринимателей, незнанием всех преимуществ охраны своей интеллектуальной собственности и их коммерческой выгоды. Если подойти к процессу разработки нового рецепта или способа его приготовления не только творчески, но и юридически грамотно, то можно получить огромную пользу. Несколько лет назад российский изобретатель в споре с компанией PepsiCo смог не только продать им свой рецепт за большие деньги, но и обязать транснациональную корпорацию выплатить солидную денежную компенсацию, когда его права были нарушены».
Одним из способов защиты своих изобретений является патентование. В соответствии с общими правилами этот способ требует от создателя доказать оригинальность, изобретательский уровень и промышленную применимость продукта. При этом, несмотря на стоимость и трудоемкость процесса, патент не дает гарантий защиты рецепта от копирования. «Главные юридические проблемы и подводные камни, если мы говорим о патентовании рецепта и способа его приготовления, это сложность и дороговизна патентования. А в случае со способом приготовления это еще и большие трудности по выявлению и пресечению действий нарушителей. Еще одна большая проблема — несвоевременное и неграмотное оформление новых разработок, в связи с чем в дальнейшем возникают дополнительные сложности в их патентовании и защите, поскольку рецепт и способ приготовления становятся широко известными. Иногда в связи с тем, что проходит слишком много времени, сделать это бывает в принципе невозможно», — добавляет Мусаелян.
Альтернативой может послужить регистрация разработки как изобретения, товарного знака или ноу-хау. Как объясняет юрист, в качестве изобретения может быть защищен как сам рецепт блюда, так и способ его приготовления; в качестве товарного знака — название продукта; ноу-хау же используется для тех случаев, когда собственник хочет максимально скрыть от окружающих все секретные составляющие и способ приготовления блюда (самые известные ноу-хау для блюд — это рецепт Coca-Cola и курицы в KFC). Однако эти способы далеко не всегда подходят как авторам, так и предпринимателям.
На данный момент система защиты авторских прав в ресторанном бизнесе нуждается в доработке: как показывает практика, российские шеф-повара и предприниматели редко обращаются к существующим правовым инструментам из-за сложности и ненадежности их использования. Но намечаются и позитивные тренды: так, на рынок стали выходить более удобные высокотехнологичные альтернативы.
Григорий Туринцев, коммерческий директор цифрового сервиса n’RIS, отмечает, что сервис как раз и был разработан для защиты, учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности: «В отличие от других механизмов он работает по понятному и простому принципу одного окна: позволяет фиксировать права на объекты интеллектуальной собственности, защищает их от неправомерного использования, помогает находить способы продвижения и монетизации контента. Рецепты блюд охраняются по аналогии с литературными произведениями. На настоящий момент некоторые рестораторы уже пользуются n’RIS, но поименно я их назвать не смогу, так как вся информация об IP-активах вносится в зашифрованном виде в защищенные ячейки распределенного реестра IPChain. Свидетельство о депонировании предоставляется только самим клиентам, и оно содержит все ключи и идентификаторы, необходимые для подтверждения авторства в случае возникновения споров».
Авторское право на кулинарные рецепты
К сожалению, нам придется сразу вас огорчить, но ни один кулинарный рецепт не может быть объектом авторского права. Но тем не менее, способ защитить ваше произведение найдется — и не один! Но сперва о том, почему законодательство об авторских правах столь несправедливо к кулинарам. Дело в том, что гражданское законодательство Российской Федерации четко определяет круг объектов, которые не являются объектами авторского права (статья 1259 Гражданского кодекса). Это следующие результаты интеллектуальной деятельности человека:
Рецепт — это способ приготовления пищи, и именно поэтому авторское право на кулинарные рецепты не распространяется.
Эти исключения внесены в законодательство не просто так. Все вышеперечисленные РИД (результаты интеллектуальной деятельности) являются базовыми вещами, вокруг которых возникает огромное разнообразие объектов интеллектуальной собственности. Если бы идея или способ охранялись авторским правом, человечество было очень сильно ограничено в своих творческих возможностях, и цивилизация лишилась бы множества интересных и уникальных произведений.
Кроме того, авторское право охраняет только форму произведения, но не его содержание. Например, на один и тот же сюжет уже написано миллион книг, и будет написано еще как минимум столько же. Поэтому мы можем говорить об авторском праве на рецепты, но только если рассматриваем их как произведения литературы. Скажем, кулинарная книга как литературное произведение защищается законом.
Рецепт и авторское право
Давайте еще немного поговорим о рецепте с точки зрения авторского права. Итак, авторское право охраняет его форму и рассматривает его как литературное произведение, созданное творческим трудом его автора. Под этим может подразумеваться оригинальное название блюда, художественное нестандартное описание процесса приготовления или подачи на стол и т.п. В этом случае:
- автор сможет подтвердить свои авторские права на кулинарный рецепт, в том числе с помощью депонирования, оформив его как произведение литературы;
- другие лица смогут свободно использовать сам рецепт приготовления блюда, но его описание — только с разрешения автора (или правообладателя).
Кстати, никому не возбраняется придумать свое собственное описание рецепта, творчески его переработав. И в этом случае это описание станет уже вашей интеллектуальной собственностью. Авторское право на рецепты позволяет защитить творческий к ним подход, но не сам рецепт как таковой. Для этого существуют иные способы.
Патент и секрет производства — какая от них польза
Содержание рецепта, то есть сам способ приготовления блюда, можно защитить двумя способами:
- получить патент;
- зарегистрировать как ноу-хау (секрет производства).
Во втором случае ваш рецепт подлежит охране как коммерческая тайна, то есть не подлежит обнародованию.
Итак, вместо авторского права на кулинарные рецепты может распространяться патентное. С точки зрения патентного права рецепт — это технология приготовления блюда. Если эта технология соответствует трем требованиям — новизне, изобретательскому уровню и промышленной применимости, предъявляемым к объектам патентного права, ее можно запатентовать. При этом надо учитывать, что специалисты Роспатента проводят проверку (так называемую экспертизу по существу) не только по своей базе запатентованных объектов, но и по любым другим доступным российским и международным источникам, а также изучают уже поданные, но еще не оформленные заявки.
Для того, чтобы запатентовать технологию изготовления блюда, она должна быть новой, не быть очевидной для специалиста (то есть включать такие подходы и элементы, которые не будут очевидны для опытных кулинаров) и позволять готовить блюдо в промышленных масштабах.
Естественно, разработать подобную технологию не так-то просто, поэтому далеко не каждый рецепт может получить патентную охрану, но многие крупные производители успешно патентуют новые способы приготовления кулинарных изделий. Например, рецепт известного торта «Прага» является объектом патентного права.
Рецепт может быть признан секретом производства. В этом случае законом не предусмотрено никаких дополнительных условий — режим коммерческой тайны может быть распространен на любую информацию — но только в том случае, если этот рецепт не обнародован, то есть не опубликован в электронных и печатных ресурсах, не озвучивался в каких-либо передачах и т.п., то есть неизвестен лицам, которые не имеют прямого допуска к данной коммерческой тайне. Например, Coca-Cola хранит рецептуру одноименного газированного напитка в тайне уже более 130 лет.
Исключительное право на секрет производства (ноу-хау) действует неограниченное время — до тех пор, пока сведения, составляющие его содержание, сохраняются в тайне.
Итак, как защитить рецептуру придуманного вами блюда, зависит от самой рецептуры и затраченных на нее усилий. Профессиональным кулинарам и шеф-поварам действительно задуматься о патентовании или сохранении рецепта в тайне, тем более, что и в том, и в другом случае права на такую интеллектуальную собственность становятся ценным нематериальным активом, который можно:
- продать;
- передать во временное пользование другим лицам за соответствующее вознаграждение;
- сделать частью капитала юридического лица.
Если же вы решили написать собственную кулинарную книгу, просто переработав старинные рецепты или, например, рецепты из национальных кухонь, достаточно будет зафиксировать авторское право на рецепты как на произведение литературы. Проще всего это сделать с помощью депонирования, но обязательно до публикации книги. В этом случае вы установите временный приоритет своего авторства и сможете воспользоваться свидетельством n’RIS в любых ситуациях, требующих доказательства принадлежности авторских прав. В данном документе будет указана вся необходимая информация о вашем объекте интеллектуальной собственности.