- Анна Нетребко похвасталась своими кулинарными способностями
- Создатель «Птичьего молока»: торт уже не тот
- Очередь за мечтой
- Сделай сам
- Еда13 нескучных журналов о еде
- Kinfolk
- Gather Journal
- The Gourmand
- Lucky Peach
- Alla Carta
- Cereal
- Diner Journal
- Cherry Bombe
- Put A Egg On It
- Swallow Magazine
- Acqtaste
- Remedy Quarterly
- White Zinfandel
Анна Нетребко похвасталась своими кулинарными способностями
Талантливый человек талантлив во всем: хоть в пении, хоть в кулинарии. Как, например, звезда мировой оперной сцены Анна Нетребко, похваставшаяся на своей странице в Instagram кулинарным шедевром, к которому она приложила руки.
«Сегодня перед спектаклем мы приготовили курицу в духовке, фаршированную луком и беконом. На гарнир – черный и белый рис с грибами и кабачками», – написала своим подписчикам звезда под снимком с аппетитным и красивым блюдом.
Большим способностям в готовке и вообще широте талантов поклонники певицы просто изумляются.
«Так и хочется сказать: она еще и готовит!» – пишут в комментариях.
Многие признаются, что уже взяли этот «звездный» рецепт курочки себе на заметку, ведь каждое приготовленное Анной блюдо, о котором она рассказывает в соцсети, получается очень вкусным.
«Обожаю ваши рецепты, Анечка, они всегда вкусные и с изюминкой! Один салат из зелени с киви и лаймом к рыбке чего стоит, готовлю часто», – отмечает поклонница.
Создатель «Птичьего молока»: торт уже не тот
В первых числах марта 1978 года в кулинарии знаменитого московского ресторана «Прага» в продаже впервые появился торт «Птичье молоко». В январе 80-летие отметил создатель этого чуда — бывший начальник кондитерского цеха Владимир Гуральник .
С запоздалыми поздравлениями напросилась на встречу. Естественно, явилась не с пустыми руками — купила коробочку легендарной «Птички».
…Мы сидим в кафе недалеко от дома в Коньково, где живет Владимир Михайлович. Он интеллигентен, статен и похож на ученого или композитора — что, впрочем, недалеко от истины: соединить известные составляющие, не нарушив гармонии, — наука, требующая тонкого вкуса. О вкусе мы поговорим обстоятельно. Больше полугода с коллегами колдовали, добиваясь, чтобы «Птичка» стала такой, какой мы ее знаем.
— Когда-то мне запали в душу польские конфеты «Пташемлечко» с суфле под шоколадной глазурью, — рассказывает Владимир Михайлович. — Пришла мысль — по такому же принципу сделать торт. Решили добавить в него прослойку сдобно-сбивного теста, напоминающего кекс.
Гуральник, рассекая глазурь ножом, замечает, что его не мешало бы сначала полить горячей водой — тогда шоколад не будет растрескиваться. Приступаем к дегустации. Как и следовало ожидать, мой презент далек от совершенства.
— Больше всего хлопот в разработке рецепта нам доставило суфле, — вспоминает кондитер. — Чтобы оно получилось упругим, решили варить его на агар-агаре — водоросли, которую привозили с Дальнего Востока. А тут, чувствуете? Суфле размазывается по небу. Скорее всего, в качестве загустителя использован желатин, а это неправильно. У агар-агара температура плавления около 115 градусов, в отличие от желатина, который сворачивается уже при 100 градусах. Поэтому и получается такая каша. Зато это дешевле. Сколько вы за тортик отдали?
— 339 рублей.
— Вот. А я по-прежнему беру «Птичье молоко» только в кондитерской при ресторане «Прага». И вам советую. Да, ресторана на Арбате давно нет, а кондитерский цех остался. Человек восемь в нем — из старой гвардии. Торт весом кило триста в «Праге» стоит 850 — 900 рублей. Зато вкусный, и столько добавок, сколько здесь на коробке указано, в него не кладут. Он и без них может храниться без холодильника до пяти суток.
Цену сейчас каждый производитель назначает сам. Чтобы было дешевле, сливочное масло берут некачественное или заменяют пальмовым, яйца стали другие, шоколад ужасный — вот почему многие не знают вкус настоящего «Птичьего молока».
Шестилетний Андрюшка, возможно, продолжит дело прадеда. Фото из личного архива
Очередь за мечтой
Вообще-то Гуральник должен был стать электромонтером — после школы поступил в ремесленное училище. Зачем? И сам не знает. Отец Владимира был заместителем начальника кондитерского цеха в ресторане «Москва», мама работала в ресторане «Будапешт». Гуральник, явившись в грохочущий цех, решил туда не возвращаться. И тогда отец устроил его учеником к приятелю-кондитеру в ресторан «Прага», где наш герой задержался почти на 55 лет. В 1968-м стал начальником кондитерского цеха, проработал в этой должности до 2009-го. Владимир Михайлович вспоминает, что коллективу ресторана часто доверяли ответственные задания. К 70-летию Брежнева кондитеры выпекли 30-килограммовый торт. «Птичье молоко» часто делали для Лужкова. А когда за тем же лакомством приехала бывшая супруга нынешнего президента, 30 коробочек с лакомством вручили сопровождавшим ее сотрудникам службы безопасности.
В 80-е, когда «Птичка» Гуральника «выпорхнула» на прилавки, очередь за ней приходилось разворачивать с Арбата в переулок, чтобы не мешала движению машин. Как-то Владимиру Михайловичу предложили место в хвосте — за три рубля. За день продавали до 600 коробок.
За разработку рецепта Гуральнику выдали авторское свидетельство. А вот патент он так и не оформил, так что никаких отчислений не получает. Обидно, конечно. Но еще обиднее, что уходят традиции. Владимир Михайлович и сейчас готов передавать опыт молодым. Но никто не просит. Десять лет назад люди Тельмана Исмаилова, тогдашнего владельца «Праги», попросили его уволиться.
— Как-то я участвовал в дегустации тортов. Из девяти образцов только четыре или пять соответствовали рецепту, — сетует Гуральник.
Продолжения династии у него тоже пока не получилось — дочь и внучка выбрали другую профессию. «Надежда на шестилетнего правнука, Андрюшку», — смеется дед, любовно демонстрируя фото малыша в поварском колпаке.
— Дома можно испечь «Птичье молоко»?
— Если найдете агар-агар, можно попробовать. С желатином не тот эффект, но, если агара нет, берите его.
Сделай сам
Конечно, при изготовлении «Птичьего молока» в ресторане «Прага» есть свои нюансы, но этот рецепт близок к оригиналу.
Еда13 нескучных
журналов о еде
Модные съемки и вдохновляющие истории, стоящие за едой: Что представляют из себя современные журналы о еде
Читать журналы о еде — давно не удел скучающих домохозяек, поклонников Марты Стюарт и Джейми Оливера. На смену глянцу, занимающему лидирующие позиции в кулинарной сфере, пришли независимые издания, которые подняли гастрономию на совершенно новый уровень, сделав ее такой же важной частью культурной жизни, как искусство, кино, мода и музыка. Wonderzine собрал лучшие образцы современной прессы, для которых еда — главный источник вдохновения.
куратор «Зеленой недели»
в Парке Горького
Kinfolk
Kinfolk издается в Америке раз в квартал (недавно журнал начал выходить и на русском языке) и пропагандирует образ жизни, в котором есть место для непринужденных встреч с друзьями, совместного приготовления обеда или ужина, а также для неспешных разговоров об искусстве, фотографии и, why not, — о комнатных растениях. Герои и авторы журнала — представители творческих профессий, где в одном ряду с фотографами, дизайнерами и художниками стоят повара, флористы и продавцы капкейков. Идея Kinfolk проста: создать комьюнити близких по духу людей, для которых еда — приятный повод собраться вместе за одним столом и зарядиться друг от друга творческой энергией. Kinfolk воспевает все естественное и настоящее, будь то традиционные рецепты бабушкиного пирога и варенья или фотоистории о путешествиях, походах и других развлечениях творческих гурманов. Помимо журнала Kinfolk Community славится своими вдохновляющими фильмами о еде и природе, а также устраивает творческие посиделки и застолья в разных частях света.
Gather Journal
Gather Journal запустился летом прошлого года и уже успел стать победителем премии James Beard Award в номинации Visual Storytelling и получил две золотые медали Society of Publication Designers. Издание выходит два раза в год, и каждый выпуск посвящен определенной тематике. Темой третьего номера стало кино, в частности, стиль режиссеров Альфреда Хичкока и Уэса Андерсона в гастрономической интерпретации. Словно полноценный ужин в ресторане, журнал разделен на соответствующие части: амюз буш (от фр. amuse bouche — блюдо очень маленького размера, «на один укус»), закуски, главное блюдо и десерты; а также специальные фичеры («блюдо от шефа») и кулинарные эксперименты. По словам учредителей Gather Journal Майкла Аутлэнда и Фиореллы Валдесоло, их главная цель — объединить людей посредством совместного приготовления или поглощения пищи — кому что больше нравится. Микстейп к номеру о кино составил Кэмерон Кроу, а на обложке красуется гастрономическая отсылка к знаменитому фильму Альфреда Хичкока.
The Gourmand
Дэвид Лэйн и Марина Твид, которые создали журнал о еде и культуре The Gourmand, не являются профессиональными поварами или рестораторами, что не помешало им стать кулинарными законодателями моды. Их журнал — площадка для общения, а еда — лишь повод завести разговор. Несмотря на высокое качество публикаций, пара настаивает на том, что их журнал создан вовсе не для того, чтобы показать еду как нечто элитарное и недоступное. The Gourmand — это попытка сделать пищу сближающим и объединяющим элементом для читателей, он скорее про любовь к пище, которая связывает людей вместе. Дэвид и Марина намеренно избегают рассказов о последних трендах гастрономии и не берут интервью у звездных шефов: «Для нас еда — это всего лишь катализатор. Наш журнал скорее о людях и процессах, которые стоят за ней. Мы хотели бы, чтобы даже через десять лет, найдя The Gourmand на полке, вам было бы интересно не просто подержать его в руках, но также почитать тексты и воспользоваться нашими рецептами».
ИВАН БОЛЬШАКОВ
арт-директор журнала «Афиша-Еда»,
главный редактор альманаха «Москвич»
Это, скорее, не гастрожурналы, а стилевые, лайфстайл-журналы с уклоном в гастрономию. В них, например, очень мало рецептов. И то, что они вдруг оказались в тренде, произошло не внезапно. Kinfolk, Lucky Peach и Swallow Magazine существуют уже несколько лет. И самое главное — это абсолютно маргинальные малотиражные издания, которые никогда не придут на смену журналам для домохозяек. Кстати, маргинальные гастрономические журналы существовали и гораздо раньше. Например, мой любимый черно-белый Cook’s Illustrated. В России таких журналов нет. Из «наших» ближе всего к ним стоит «Афиша-Еда», которая отличается от остальных российских изданий, делающих упор на фотографию и передний край гастрономии. В любом случае, очень приятно, что они существуют. Как написал на днях Антон Уткин, «пусть цветут все цветы».
Lucky Peach
Если бы журнал Vice писал только на гастрономические темы, получилось бы что-то вроде Lucky Peach, идея которого принадлежит Дэвиду Чангу — шефу нью-йоркской лапшичной Momofuku (отсюда и название журнала — «Счастливый персик»). Журнал выходит один раз в квартал, и каждый его выпуск посвящен отдельной теме, которая исследуется посредством статей, фотографий, заметок, арт-проектов и, само собой, рецептов. Последний номер Lucky Peach посвящен гендерному вопросу и разделен на две части — мужскую и женскую, которые объединяются в середине журнала разделом Sex. Чанг и его команда не боятся провокационных тем и экспериментов, переворачивая с ног на голову понятие о гастрономической прессе. Рядом с красочными рецептами от известных шефов вы легко можете обнаружить эссе о том, как готовят еду американские геи, исследование о роли еды и секса в культуре, а также рассказ объемом в 20 страниц без единой рекламы и фотографий.
Alla Carta
Alla Carta основан тремя итальянскими креативщицами из мира моды, которые решили, что еда — это идеальный медиум для того, чтобы делиться своими мыслями, мнениями и творческими идеями. Журнал состоит из интервью, которые сняты в течение дня за завтраком, обедом и ужином. Герои Alla Carta — успешные повара, рестораторы и дизайнеры, которые с помощью еды рассматривают различные культурные явления. На вопрос, почему Яра, Фабиана и Валентина решили сделать модный журнал с гастрономическим уклоном, девушки отвечают, что «ничто так не объединяет людей, как совместный прием пищи». На страницах Alla Carta совершенно гармоничным образом рецепты сочетаются с модными съемками, за что издание заслуженно называют «браком моды, продуктов питания и печатного дизайна». Журнал выходит два раза в год на английском языке.
Cereal
Cereal — журнал, который выходит раз в квартал и как две капли воды похож на Kinfolk, разве что печатают его не в Америке, а в Англии. В остальном темы изданий и общая стилистика практически ничем не отличаются: еда, природа, путешествия, вдохновляющие рассказы о людях и продуктах, которые в этих путешествиях встречаются. Редакция Cereal уделяет огромное внимание эстетике журнала и считает удовольствие от еды и путешествий двумя самыми существенными элементами хорошей жизни. Каждая глава журнала посвящена отдельной теме или продукту, отчего напоминает собрание гастрономических сочинений, облаченных в простой и минималистичный дизайн.
НАСТЯ КОЛЕСНИКОВА
создатель проекта «Местная еда»
и соорганизатор городского маркета еды
К этим журналам я пришла, как ни странно, через книги, блоги и Monocle. Именно поэтому они имеют для меня не столько гастрономическую, сколько культурную ценность. Мало кто поспорит, что это рафинированная эстетика, ну так и пусть: мы не про еду как таковую, мы про культуру повседневной жизни. А если говорить с точки зрения медиарынка и так далее, аудитория у подобных журналов есть. Безусловно, они сейчас в тренде и на пике, но не факт, что это продлится вечно. С другой стороны, увлечение аэропланами в начале века тоже было недолгим, а мир поменялся. Помимо вышеперечисленных журналов я люблю еще вкладки в Monocle и Eatable.
Diner Journal
Diner Journal — пионер гастрономической прессы нового формата, выходящий с 2006 года под руководством Эндрю Тарлова, известного ресторатора из Бруклина. Diner был чуть ли не первым кулинарным журналом, который содержал в себе не только практические советы и рецепты, но также делал большой акцент на интеллектуальную составляющую (эссе, авторские колонки и интервью) и приглашал к сотрудничеству помимо представителей фуд-индустрии первоклассных фотографов, иллюстраторов и писателей. Отличительная особенность журнала — отсутствие рекламы и специальная перфорация по левому краю, с помощью которой подшивки журнала лего хранить и коллекционировать.
Cherry Bombe
Журнал Cherry Bombe, в отличие от остальных журналов этой подборки, ориентирован исключительно на женскую аудиторию, и все его герои и контрибьюторы по большей части женщины. Свою миссию основательницы журнала Керри и Клаудия, которые до создания Cherry Bombe трудились в команде американского Harper’s Bazaar, описывают так: пересмотреть роль женщины на кухне и изменить представление о том, что процесс приготовления пищи — адский труд и несправедливое наказание для женского пола. Для Cherry Bombe еда — это акт самовыражения, творческий процесс и игра. Для работы над журналом Керри и Клаудия приглашают тех, кто выращивает, готовит и изучает еду: кулинаров, фуд-стилистов, фермеров, ученых, художников и модных журналистов. В итоге получается слегка приторный, но весьма съедобный пирог из моды, дизайна и кулинарного искусства, который придется по вкусу любителям фильмов Софии Копполы и небезызвестного блога Гвинет Пэлтроу Goop.
Put A Egg On It
Название журнала Put A Egg On It — дань кулинарному тренду, когда простая, казалось бы, яичница стала обязательным дополнением к любому блюду, будь то лапша в азиатской забегаловке или сложный салат в мишленовском ресторане. Put A Egg On It, как и упомянутый ранее Lucky Peach, относится к разрядку дерзкой кулинарной прессы и все свои выпуски печатает на зеленой бумаге цвета доллара и в непривычном для журнала формате, напоминающем скорее зин, нежели полноценное печатное издание. PAEOI выходит два раза в год и, как и другие издания подобного жанра, содержит красочные фоторепортажи, иллюстрации, арт-проекты, очерки и эссе о кулинарии и, конечно же, рецепты и практические советы по приготовлению еды. Каждый выпуск журнала сопровождается званым обедом с накрытым столом, коктейлями и танцами до утра.
Swallow Magazine
Swallow Magazine — один из самых ярких независимых гастрономических журналов, который уже успел собрать кучу призов и наград за свой дизайн и публикации. Каждый номер издания выходит в твердой обложке и посвящен определенному географическому направлению. Например, для того, чтобы сделать второй номер, команда журнала отправилась по маршруту транссибирского экспресса из Москвы в Пекин, исследуя по пути уникальные кулинарные традиции и общины. Так весь мир узнал о нашей страсти к икре, водке, молочным продуктам, блинам, даче, а также о том, кто такие фермстеры. Несмотря на то что из-за появления все новых и новых журналов, посвященных еде, выделиться на рынке становится все сложнее, редакции Swallow Magazine все еще удается удивить своих читателей: в последнем номере, посвященном Мехико, они разместили 20 ароматических стикеров, которые в буквальном смысле передают дух и атмосферу города.
Настасья Матрохина
редактор журнала Seasons of life
Понятно, что сейчас только у ленивого нет фуд-блога, и уж точно все их читают. Но я преданный фанат бумаги и ни на что не променяю эти шуршащие странички. Моя персональная любовь — журнал Kinfolk. Ребята нам очень близки по духу. Им здорово удается доносить основную мысль: еда должна объединять. Eдинение — это очень нам всем сейчас нужно. И если эту мысль несут прекрасные заморские журналы и у них получается достучаться до своей аудитории, то здорово! Пусть они будут, и пусть их будет как можно больше. Но вообще-то и мы здесь тоже многое делаем для того, чтобы вывести еду на новый уровень, уйти от этих бездумных посиделок в одинаковых кафе с пластмассовой едой за неадекватные деньги. Еда уже не первый год в тренде, и сейчас происходит самое интересное. Вот-вот все устаканится, и тогда появится новый тренд, он уже назревает. Очень надеюсь, что итогом этой многолетней любви к еде станет ее возвращение в дом и семьи, к дружеским посиделкам за большими столами и в уютные честные кафе.
Acqtaste
Название журнала Acqtaste образовано от словосочетания «acquired taste» — приобретенный вкус. Помимо еды редакцию канадского издания интересует еще множество тем, среди которых — архитектура, мода, музыка, спорт, дизайн, кино, путешествия, а также социальные проблемы. Но именно еду основатель журнала и писатель Чак Ортис решил сделать главным действующим лицом, ведь, по его словам, он «знает эту кухню со всех сторон» (Ортис проделал долгий путь от официанта на линии раздачи до фуд-блогера). По большому счету, Acqtaste — журнал о еде для повзрослевших хипстеров, которых помимо гастрономических трендов стали волновать такие социальные вопросы, как «что происходит на фермах за пределами Мехико» и «кто готовит полезную еду в Торонто для обездоленных женщин», о которых как раз и пишет команда журнала.
Remedy Quarterly
Вдохновленная потертыми кулинарными книгами своей бабушки, дизайнер и фуд-блогер Келли Карамбула запустила проект на Kickstarter, с помощью которого собрала нужную сумму для публикации ежеквартального журнала Remedy Quarterly, который стал кульминацией ее увлечения едой, дизайном и печатным искусством. Все выпуски издания печатаются офсетом, чтобы сохранить стилистику поваренных книг XX века, а в качестве контрибьюторов Келли приглашает не только знакомых шеф-поваров и фуд-журналистов, но также мам и бабушек, которые делятся своими рукописными рецептами и советами на страницах издания. Журнал не содержит рекламы, а истории, фотосерии и рецепты каждого номера объединены такими темами, как «риск», «комфорт», «кража» и «наследие».
White Zinfandel
White Zinfandel — кураторский эксперимент галереи W/— Projects, превратившийся в широкоформатное издание, выходящее два раза в год и посвященное определенной гастрономической теме, имеющей художественное и историческое значение. Работа над каждым номером напоминает подготовку к групповой выставке, где помимо художников и куратора участвует еще и повар, задающий тему для следующей публикации. Приглашенные художники, писатели, архитекторы, фотографы и дизайнеры исследуют заданную тему, а результатом этого кулинарно-художественного эксперимента становится совместный ужин, на котором они представляют свои произведения, будь то коллаж, фотография, графика, объект или инсталляция. Несмотря на всю сложность задумки и непривычный формат издания, White Zinfandel прекрасно вписывается в разряд новых art & food magazines, для которых еда — лишь повод задуматься и поговорить о чем-то большем. «Так как искусство и еда — наши две самые большие навязчивые идеи, мы подумали, что было бы здорово объединить их в одном проекте самым неожиданным образом», — говорят о концепции журнала его создатели Джимин, Доминик и Крис.
Константин Котов
основатель интернет-киоска Lebigmag.ru
Гастрономические журналы, о которых мы говорим, меняют само отношение к пище. Это уже не пошаговая инструкция, а источник вдохновения. Готовить — это круче, чем есть! Искусство вместо гортанобесия! Британский The Gourmand, один из моих фаворитов, любит черно-белые фотографии еды, после которых ноги сами несут меня на кухню. Раньше я варил только гречневую кашу и яйца всмятку, ожидая изобретения таблеток, утоляющих голод. А теперь не могу оторвать взгляд от духовки, в которой покрывается румянцем только что обласканная мною дорада. Черт знает что такое.
По понятным причинам редакция не смогла охватить весь спектр данного жанра, и в статью не вошли такие издания как
Meatpaper, Fire and Knives magazine, Chickpea Vegan Quarterly, The Runcible Spoon, Gastronomica, The Art of Eating, Good Company Magazine, Brother Journal
и др.