Научно деловой стиль рецепт

Научно деловой стиль рецепт

Search, View and Navigation

Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Публикации
  • Методические разработки и пособия по труду
  • Составление кулинарного рецепта

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Составление кулинарного рецепта

Составление кулинарного рецепта

Запорожец Ирина Викторовна,
учитель начальных классов,
Почётный работник общего образования РФ

1. Формировать умение различать деловой и художественный стили речи.

2. Формировать умение использовать языковые средства в соответствии с задачей высказывания и стилем речи.

3. Формировать умение последовательно излагать содержание,

4. Формировать умение использовать разные глагольные формы в речи.

5. Познакомить с текстом в жанре кулинарного рецепта, с его структурой, особенностями.

6. Формировать позитивную самооценку.

7. Закреплять умение осуществлять и называть действие.

До урока учащиеся под руководством учителя готовят бутерброды с сыром и яблоками.

I. Девиз урока: «Учиться – значит придумывать. Знать – значит творить»

II. Актуализация знаний. Работа с таблицей «Стили речи»

Разговорный стиль используется в разговоре, в дружеских письмах.
Научный стиль используется для точной передачи научных знаний в учебниках, справочниках, энциклопедиях, научной литературе.

Художественный стиль используется в художественной литературе для воздействия на чувства читателя. Создание образа.
Для официально-делового стиля характерны отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения.

III. Работа с тетрадью Щёголевой Г.С. Сравнение научного текста с художественным.

— Прочитайте тексты, сравните их между собой.

1) Как приятно найти в лесу белый гриб. Стоит такой красавец под елочкой и листочком от глаз прикрывается. Срежешь его и полюбуешься крепкой белой ножкой и коричневой бархатной шляпкой.

2) Белый гриб чаще встречается в дубовых и хвойных лесах. Узнать его можно по толстой белой ножке и темно-коричневой шляпке. Среди съедобных грибов он считается наиболее ценным.

— Определите, какой текст является художественным, какой – научным. ДОКАЖИТЕ

— О чем говорится в том и другом тексте? Можно ли сказать, что они одинаковые?

— Какую задачу ставил перед собой автор в первом тексте? Во втором?

Цель первого текста– вызвать сопереживание, разбудить воображение читателя, создать образы. В первом — показать красоту гриба.

Цель второго текста– сообщить информацию, изложить факты, поэтому используются слова в своем прямом значении, приводятся точные данные. Во втором — сообщить сведения о нем.

Вывод: Тексты об одном и том же могут быть различными в зависимости от задачи, которую ставит автор.

IV. Постановка учебной задачи.

1. Вспомните рассказ Н.Н.Носова «Мишкина каша»

— Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?

— Сумеем, — говорит Мишка. — Чего там не суметь!

— Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

— Сварим и кашу. Чего там её варить! — говорит Мишка. Я говорю:

— Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.

— Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!

— К какому стилю речи относится это отрывок?

— Почему мальчики не смогли сварить кашу? (Не знали, как это делается.)

— Где мы можем узнать, как приготовить кашу, яичницу…?

/Из кулинарных книги и телевизионных передач./

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

— Прочитайте тему урока: «Составление кулинарного рецепта». Какие цели нашего урока? (Научиться записывать рецепт)

— Какие бутерброды делали накануне?

— Кого вы хотели бы научить делать бутерброды? (Знакомых, младших товарищей.)

— Текст должен быть такой, чтобы по вашему описанию любой мог сделать такие бутерброды. Какую цель вы поставите в своей работе? (Научить делать бутерброды.)

Какой это будет текст, художественный или деловой? (- Речь четкая, деловая, ее задача – сообщить точные сведения о том, как что–то приготовить, какие продукты, какие действия и в какой последовательности выполнять. Рецепт – это инструкция, значит официально-деловой стиль)

— Чему вы будете учиться на уроке? (Составлять кулинарный рецепт.)

— Каким требованиям должен отвечать текст, который учит что-то делать? (Должны быть ясно, четко названы все действия в том порядке, в каком их нужно выполнять.)

На какой вопрос должны будем ответить на уроке? (Как составить деловой текст?)

V. Обсуждение структуры текста.

Сообщение учителя:

— В кулинарном рецепте обычно две части: в первой перечисляются продукты, которые потребуются, и указывается их количество, во второй рассказывается, как приготовить блюдо.

Состав: 1 белый батон

50г сливочного масла

3 столовых ложки сметаны

— Какая часть рецепта написана на доске? (СОСТАВ)

— Что является основным компонентом для бутерброда? (хлеб)

— Как вы думаете, полезен ли хлеб? Кратко и точно на этот вопрос я могу ответить словами А.О. Пармантье (французский агроном и фармацевт)»Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь — это служит признаком выздоровления».

— На уроке будем писать часть, в которой рассказывается, как готовить бутерброды.

— Это часть – способ приготовления. В этом нам помогут карточки с рисунками.

VI. Работа с карточками.

— Какую помощь в составлении текста окажут карточки с рисунками? (Напомнят необходимые продукты и порядок приготовления бутербродов.)

— Разложите карточки в порядке приготовления бутербродов и напишите в тетрадях названия продуктов. Варианты выполнения: в паре или самостоятельно (по желанию учащихся).

— Проверьте, в каком порядке вы расположили карточки.

VII. Подбор глаголов.

— Напишите глаголы, которыми нужно назвать действия в рецепте.

Нарезать, очистить, натереть, положить, добавить, перемешать, намазать.

— В какой форме употреблены эти глаголы? (начальная)

— Какую форму глагола можно использовать вместо инфинитива?

Мы можем использовать глаголы 1 л., мн.ч. будущего времени: нарежем, очистим, натрём, положим, добавим, перемешаем, намажем.

Так же возможен глагол повелительного наклонения:нарежьте, очистите, натрите, положите, добавьте, перемешайте, намажьте.

VIII. Работа над планом.

— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)

— Что поможет представить будущий текст полностью, ничего не упустить? (План.)

— На какие вопросы нужно ответить, составляя текст рецепта? (Какие бутерброды, какие продукты, какие действия, к чему подавать)

— Почему в тетради предлагается обозначить порядок вопросов в плане? (Вопросы идут не по порядку.) Обозначьте правильный порядок частей в тексте по плану.

1. Какие бутерброды будем делать?

2. Какие продукты потребуются?

3. Как приготовить бутерброды?

4. К чему подавать бутерброды?

Рецепт- это инструкция. Характеристика способа действия, а значит, используются глаголы, строятся предложения с перечислением действий, в которых ставятся запятые.

IX. Части текста.

— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)

— Как можно начать текст? Придумайте интересное начало.

— Какие слова можно использовать для связи частей и предложений?

— (Сначала, затем, потом, теперь, после.)

X. Запись текста.

XI. Проверка.

— Как нужно прочитать текст, чтобы его проверить? (Глазами человека, который не знает этого рецепта.)

Дополнительное задание: измени свой рецепт, поменяв форму глагола.

Дети читают получившиеся рецепты.

XII. Итог урока.

— Чему учились на уроке?

— Почему на эту тему вы написали деловой текст? (Стояла задача научить делать бутерброды.)

— Расскажите, чем отличается деловой текст от художественного по вопросам:

1) Какая задача ставится в художественном, какая – в деловом тексте?

2) Какие слова используются в художественном, в деловом тексте?

3) Как описываются действия в художественном, в деловом тексте?

Задание по желанию: оформить текст рецепта на карточке.

Как приготовить бутерброды

Хочешь порадовать маму? Я научу тебя делать бутерброды с сыром и яблоками.

Для этого тебе понадобятся яблоки, белый батон, сыр, сметана и масло.

Сначала нужно нарезать батон ломтиками. Потом очистить яблоки и натереть их на крупной терке. Сыр натереть на мелкой терке. Яблоки и сыр положить в миску, добавить сметану и масло и все хорошо перемешать. Полученную массу аккуратно намазать на ломтики.

Бутерброды можно подать к чаю и кофе.

Повествование делового стиля

  • повторить стили русского языка, основание для их использования и цели;
  • повторить глагольные формы;
  • определить признаки делового стиля;
  • научить составлению инструкций
  • развивать мыслительные способности анализа и синтеза;
  • развивать навыки аргументации своей позиции;
  • формировать навыки совместной деятельности.
  • Единица содержания: способ создания деловой инструкции

  • подготовительный этап,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап первичной проверки,
  • итог на рефлексивной основе,
  • домашнее задание.
  • Вспомним, что мы знаем о стилях. На какие две группы можно разделить стили русского языка? (На разговорный и книжные.) Что является целью разговорного стиля? (Общение).

    Перечислите книжные стили. (Художественный, официально – деловой, научный, публицистический.)

    Что отличает их друг от друга? (Цель использования.)

    Что является целью художественного стиля? (Воздействие.) Что является целью делового и научного стилей? (Передача информации.) (На доске в процессе ответов учеников появляется схема)

    Сейчас мы прочитаем текст, определите, к какому стилю относится данный текст.

    Рецепт счастья (по Ш. Амонашвили)

    Возьмите просторную чашу терпения, поместите туда своё полное любви и нежности сердце. Добавьте две пригоршни щедрости. Затем плесните туда же свежего юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и надежды. Хорошо всё это перемешайте и дайте настояться. Потом намажьте толстым слоем на кусок отпущенной вам жизни, украсьте улыбкой и предлагайте всем, кого встретите на своём пути. Принимайте маленькими порциями, так как превышение суточной дозы счастья может привести к нежелательному головокружению.

    Это текст официально–делового стиля. Какова его цель? (Дать информацию). Каковы его признаки? (Точность, бесстрастность, официальность, отсутствие авторской оценки, авторского отношения к предмету речи и т. д.)

    Определите тип речи данного текста. (Повествование – здесь говорится о сменяющих друг друга действиях.)

    Подобные деловые повествования обычно составляют основу текстов- инструкций или текстов, именуемых полезными советами. В них характеризуются действия, которые нужно выполнить при совершении какой-либо работы, точно обозначается последовательность этих действий.

    Сформулируйте цель урока: чем мы будем сегодня заниматься? (Учиться писать инструкцию). Зачем это нужно? ( За свою жизнь человеку приходится читать множество разнообразных инструкций. Довольно большому проценту людей приходится участвовать в составлении инструкций, а для этого необходимо знать законы их написания). И вот сейчас с верой в свои силы, с надеждой, что всё у нас получится, с любовью к своим одноклассникам, рядом с которыми вы будете работать, с терпением (хотя оно больше понадобится мне) и, конечно, с юмором и улыбкой приступим к делу.

    Запись темы “Учимся составлять инструкцию”. Открывается доска, на ней начерчена таблица, учащиеся получают такие же таблицы в распечатанном виде, они будут заполняться в ходе урока.

    Слова и выражения, указывающие на последовательность действий

    Форма повелительного наклонения

    Форма глаголов наст. вр., 3 лица, мн. числа

    Возвратная форма глаголов наст. вр., 3 лица, ед. числа

    отсутствие авторской оценки

    Форма глаголов наст. и буд. вр., 1 лица, мн. числа

    отсутствие авторского отношения

    Неопределённая форма глагола

    отсутствие изобразительно – выразительных средств языка

    Неопределённая форма глагола в сочетании со словами надо, нужно, следует

    После того как, после этого

    Чтобы заполнить следующую графу таблицы, надо познакомиться с текстами – инструкциями и проанализировать, какие там встречаются глагольные формы и слова, указывающие на последовательность действий. (Почему так важны глагольные формы? Главное в тексте – повествовании – последовательные действия, а действия передаются в большинстве случаев глаголами). Как в “Рецепте счастья” показана последовательность действий? (С помощью наречий “затем”, “потом.) В какой форме употреблены здесь глаголы? (В форме повелительного наклонения.)

    Работа в парах (или группах, в зависимости от наполнения класса). Учащиеся анализируют предложенные тексты (см. ниже), делают вывод об использованных в них глагольных формах и словах и выражениях, указывающих на последовательность действий, в процессе их ответов заполняются соответствующие графы. Какие глагольные формы чаще всего используются в инструкциях? (Неопределённая форма глагола в сочетании со словами надо, нужно, следует, повелительное наклонение глаголов.)

    Вы, я надеюсь, поняли, почему предложенные вам тексты вызывают улыбку? (Здесь инструкция прописывает действия, которые не нуждаются в инструкции. Это противоречие и создаёт комический эффект). А теперь поработаем серьезно, проверим, как вы усвоили изученное на уроке …в виде инструкции. Групповая работа. Каждая группа (всего 4) или индивидуально (по желанию) составляет инструкцию “Как надо писать инструкцию”. Для этого сформулируем способ составления инструкции (назовем его инструкцией к составлению инструкций):

    • определить, какие действия надо совершить при выполнении той или иной работы
    • расположить их в определённой последовательности
    • использовать слова, указывающие на последовательность действий
    • писать кратко, чётко, точно, не выражая собственного отношения к тому, о чем повествуешь.

    Прослушивание получившихся текстов, обсуждение достоинств и недостатков.

    Домашнее задание. Написать инструкцию либо по заданию учебника (упр.681), либо шутливую, по аналогии с текстами, предложенными на уроке.

    Тексты для анализа.

    Инструкция о том, как правильно подниматься по лестнице

    Поднимаются по лестнице обычно передом вперёд, ибо перемещение задом наперёд либо же боком вызывает значительные трудности.

    Чтобы приступить к подъёму, поднимите сначала ту часть тела, которая находится внизу с правой стороны и которая почти всегда, за редкими исключениями, полностью умещается на ступеньке.

    После того как на первой ступеньке окажется вышеописанная часть тела, которую для краткости мы обозначим словом нога, поднимается соответствующая ей часть слева; поставим её на вторую ступеньку, и таким образом на первой ступеньке будет стоять нога и на второй ступеньке будет стоять нога. Обращайте особое внимание на то чтобы не поднимать одновременно ногу и ногу. (По Х. Кортасару)

    Как забить гвоздь в стену

    Прежде всего совершим все необходимые приготовления: найдём собственно гвозди, возьмём молоток (кувалда или кузнечный молот могут причинить массу неприятностей). Затем приступим к забиванию гвоздя. Возьмём молоток в правую руку, а гвоздь в левую, но ни в коем случае не надо держать гвоздь за шляпку. Размеренными ударами начнём вбивать гвоздь в стену, при это стараемся не бить со всего размаху.

    Как играть на пианино

    Отыскать в квартире пианино. Обычно это делают не спеша, внимательно вглядываясь в каждый угол квартиры.

    Открыть крышку пианино. Если под ней оказались два ряда черных и белых клавиш, то это действительно пианино.

    Далее следует отыскать в квартире стул, так как на пианино обычно играют сидя.

    Найти педаль для максимального удаления звука. Осторожнее! Не перепутайте её с педалью продолжительного звучания!

    После совершения этих действий осталось самое простое – начать игру на пианино.

    Как выгуливать собаку

    Прежде чем выгуливать собаку, удостоверьтесь, что она у вас есть. Далее убедитесь в том, что собака до сих пор дома. Элегантным движением наденьте на собаку ошейник. При этом помните: ошейник обычно надевают на шею, а не на хвост или лапу. (Шея у собаки находится за головой). Выведите собаку из дома и гуляйте с ней долго и нудно, ни на минуту не выпуская из рук поводок.

    Как правильно петь в хоре

    Для начала попробуйте вспомнить слова хотя бы одной песни. Если это удалось, теперь следует воспроизвести мелодию песни или сочинить её самому. Затем надо широко открыть рот, напрячь голосовые связки и пропустить воздух через дыхательные пути. Если при этом не слышно ни звука, вам следует обратиться к отоларингологу.

    Как смотреться в зеркало (дополнительно)

    Для этого следует найти три вещи: себя, диван (на случай падения в обморок от увиденного), зеркало. Зеркало нужно установить на устойчивый объект. Поместите своё лицо строго перед зеркалом. Затем убедитесь, что вам удалось выполнить задуманное действие, для этого пошевелитесь, улыбнитесь. Если человек в зеркале делает то же самое, то это вы.

    При подготовке урока использованы материалы статьи С.В. Волкова «Составляем инструкцию» в газете «Русский язык» №12, 2004 года.

    Читайте также:  Детское питание рецепт с кроликом
    Оцените статью