Рецепт щей 2 класс родной язык

Щи – национальное русское блюдо

Презентация к уроку

Цели: рассказать о популярности щей на Руси, о разнообразии рецептов, опираясь на исторические, литературные примеры, народный фольклор; ознакомить с питательной ценностью блюда; научить приготавливать блюдо «Щи из свежей капусты» по старинному русскому рецепту; закрепить навыки по нарезке овощей, правилам варки и пассировки, по соблюдению техники безопасности; формировать бережное отношение к русской старине; возбуждать стремление к познанию через кладовую народной мудрости.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку «Русские ЩИ», инструкционные карты, схемы игры «крестики-нолики» (раздаточный материал), плакат «Нарезка овощей», плакат по ТБ, набор посуды и инструментов для приготовления.

Девиз урока: «Щами мир стоит» (русская народная поговорка).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке не просто научимся готовить блюдо «Щи» по народному старинному рецепту, а попытаемся проследить историю этого кушанья, истоки его популярности и распространения, по-научному рассмотрим питательную ценность щей и приготовим по всем правилам кулинарного искусства. На уроке мы докажем, что «щи — всему голова», а девиз выбран не напрасно.

Учитель назначает двух дежурных.

Определяются задачи в работесбор продуктов, подготовка инвентаря, посуды, сервировка стола, уборка.

II. Актуализация опорных знаний.

Щи – одно из самых известных и старинных блюд. По указу Петра I традиционное жидкое горячее блюдо, которое повсюду на Руси называлось «похлёбкой», переименовали в суп. Впрочем, это не изменило сути самого блюда. Ароматный суп, который подавался горячим в глиняном горшочке, служит обычным вступлением к еде, безразлично, праздничной или повседневной. В качестве прибора каждый получал деревянную, расписную роскошным орнаментом ложку – одна красивее другой.

Читайте также:  Шоколадно песочная колбаска рецепт

Осенью и зимой особенно охотно едят горячие питательные рыбные и мясные супы. Для солнечных весенних и летних дней существует восхитительные холодные фруктовые и молочные супы. Но в каждом регионе щи, пряные рассольник и солянка, уха, окрошка, ботвинья и тюря (холодный суп с квасом) имеют различный вкус. Щи, любимые московским дворянством, готовили из смеси мяса говядины, баранины, курицы и утки, а также окорока. Затем в них добавляли изысканные специи и сметану. В Сибири готовят щи с грибами. В средней полосе России делают особенные щи из осетра или окуня. Также очень популярны вегетарианские щи из капусты, крапивы, щавеля. Важное условие: они обязательно должны быть настолько густыми, чтобы в них стояла ложка. Поэтому их обычно готовят накануне. Они называются суточными щами и обладают особым, очень своеобразным вкусом. Русская кухня знает бесчисленные варианты щей с картофелем, свеклой или яблоками.

Старая русская мудрость гласит: «Позволь мне заглянуть в твой горшок с супом, и я скажу, кто ты».

Отличный вкус, множество вариантов приготовления определили такую долгую и постоянную любовь к этому блюду в России.

1. О популярности щей.

— Скажите, в вашей семье мама готовит щи?

В наше время щи — очень распространенное блюдо. Его готовит все население России. Ареал их распространения захватывает Архангельскую, Вологодскую, Орловскую, Новгородскую. области, Урал и Сибирь. Только на юге отдают предпочтение борщам, свекольникам. Однако и там с удовольствием едят щи из свежей капусты, только кислые щи не завоевали симпатию южан. Между тем на севере России именно щи из квашеной капусты занимают центральное место в перечне национальных блюд. Ассортимент щей разнообразен: щи из свежей капусты, щи суточные (с квашеной капустой), зеленые щи (из щавеля и крапивы), щи уральские (с перловой крупой), щи донские (с рыбой), щи невские (с грибами). а всего около 60 рецептов.

Щи были и остаются повседневным блюдом семейного стола нашего народа. Недаром А. С. (Слайд 6)

Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой,
Да щей горшок…

Народ тоже сложил о щах много пословиц, поговорок. Вникая в их суть, мы узнаем много информации о блюде, о его значении, о любви и популярности щей среди разных людей.

2. Пословицы и поговорки о щах.

— К уроку вы выполняли задание — собирали информацию о любимом народном блюде по произведениям устного народного творчества. Проверим, что вам удалось отыскать и выучить. Чтобы было веселее, проведем конкурс «Кто знает больше пословиц о любимом народном кушанье». Победитель определяется после подсчета жетонов. Условие — говорить поочередно и не повторяться в ответах. Итак, начали! (Приложение 1)

— Определяем победителя, в подарок — прихватка.

Щи на Руси ели все. В старинной книге «Домострой» написано, что щи были «в меню простых людей в ужины, обеды, в посты и мясоеды, в будни и в праздники» А помните, как Герасим, прощаясь с Му-му, прежде чем расстаться с любимой собакой, налил ей миску щей и ласково накормил перед расставанием? Простой народ уважал щи. Также в перечне первых блюд наряду с аристократической ухой и кальей постоянно фигурируют щи с осетриной, с яйцом, ветчиной. Сподвижник Петра I Нартов писал огосударе, что кушанья его были: «кислые щи, студни, каши». С появлением трактиров щи стали основными жидкими блюдами в их меню. Например, знаменитый московский трактир «Арсентьича» славился на всю Россию щами с головизной. Затем щи перешли в рестораны русской кухни и до сих пор являются фирменным блюдом многих из них.

Чем объяснить причину популярности щей? Их три:

  • а) историческая доступность. Капуста — наш российский овощ, росший на нашей земле всегда и везде, его знали и умели сохранить — квасили с древних времен, и этот овощ был в хозяйстве круглый год; .
  • б) вторая причина популярности — простота приготовления;
  • в) третья — высокие вкусовые качества, которые не только остаются при хранении в течение дня, но даже повышаются при повторном кипячении, что подтверждается блюдом — «суточные щи».

3. Питательная ценность щей.

Отвары капусты и других овощей имеют способность повышать аппетит. Эту же роль выполняет и молочная кислота капусты, возбуждая деятельность пищеварительных желез. Отвары мяса и рыбы, а также коренья, лук, пряности способствуют пищеварению, так как содержат экстрактивные вещества.

Очень ценен минеральный состав блюда — щей. В нем большое количество солей калия, кальция в сочетании с фосфором, натрием и другими щелочными элементами, которых мало в других продуктах.

Зимой и летом щи являются источником витаминов, особенно витамина С, фолиевой кислоты и каротина. После варки в щах сохраняется 60 % витамина С. А мясо, рыба, картофель делают щи высококалорийным продуктом.

Вот такое интересное блюдо мы с вами будем сегодня учиться готовить!

III. Вводный инструктаж.

  1. Знакомство с технологией, рецептами приготовления щей. (Приложение 2)
  2. Запись в тетрадь технологии приготовления.
  3. Повторение правил приготовления (бульон готовиться дома).

— Какие правила варки бульона соблюдали?

О т в е т: мясо для бульона заливают холодной водой, чтобы полезные вещества перешли в бульон, и варят после закипания на медленном огне.

— Как проводят первичную обработку овощей?

О т в е т: перебрать, удалить несъедобные части, вымыть, очистить от кожуры, помыть и измельчить ножом или приспособлениями.

— Какие правила варки овощей надо соблюдают?

О т в е т: овощи помещают в кипящий бульон для сохранения витамина С; очищают и нарезают овощи перед приготовлением, долго в воде не хранят, чтобы не потерять витамин С; во время варки не допускают бурного кипения — чтобы сохранить все витамины и питательные вещества.

4) Распределение заданий по нарезке овощей: картофель нарезать брусочками, капусту кубиками, морковь — на терке, лук нарезать кубиками, зелень – мелко нарезать.

Учитель назначает ответственного за нарезку, ответственного за технологию приготовленияшеф-повараи вручает повару инструкционную карту.

5) Повторение правил техники безопасности. Использование имитационной игры — пантомимы.

5 учащихся показывают с помощью пантомимы 5 правил, а класс после каждой демонстрации формулирует правила. (Домашняя заготовка)

  1. Пальцы при нарезке надо подгибать.
  2. Мелкие кусочки на терке не тереть.
  3. Крышку с кастрюли снимать от себя.
  4. Овощи в кипящий жир не бросать.
  5. Нож передавать ручкой вперед.

IV. Текущий инструктаж.

1) Рабочие места и инструменты уже подготовлены дежурными; доски разделочные, ножи, овощи, чашки для мусора.

2) Последовательность приготовления блюда. При чистке и нарезке овощей учитель следит за приемами работы и соблюдением техники безопасности.

3) После чистки и нарезки учащиеся вводит в бульон картофель, капусту, пассирует овощи.

Учитель выставляет оценки за нарезку. Учащиеся убирают рабочие места, сдают дежурным чистый инвентарь и посуду. Ответственная за варкуповардоваривает щи, а все идут на рабочие места.

V. Заключительный инструктаж.

  1. Подведение итогов по нарезке овощей — оценки, замечания.
  2. Дегустация за столом, накрытым дежурными.

К столу приглашается тот, кто уже сказал поговорку о еде.

VI. Закрепление.

1. Игра «Крестики-нолики».

3адание. В трех направлениях схем найти выигрышные пути, объединяя овощи, специи, продукты, входящие в состав блюда — щей. (Приложение 4)

2. Игра «Найди лишнее слово» — то, которого нет в технологическом процессе.

3адание. Рассмотреть в игре инструменты и посуду, записать те номера, которыми пользовались при выполнении практической работы:

1) нож; 2) кастрюля; 3) дуршлаг; 4) миски; 5) шумовка; 6) поварешка; 7) терка; 8) сотейник; 9) мясорубка; 10) доска разделочная; 11) сковорода; 12) скалка; 13) сито; 14) ступка; 15) миксер.

Ответы: 1,2,4,6,7, 10, 11, 14.

3. Вопросы классу:

— Какие профессии вы сегодня освоили?

Дежурного — официанта, хозяйки дома; отвечающего за технологию — повара, технолога, хозяйки дома.

VII. Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали многое о старинном русском блюде — щах. В этом нам помогали знания истории, литературы, географии, химии, технологии. Погружаясь в фольклор, мы узнаем много интересного, о чем раньше не подозревали. Например, поговорка «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит» подсказала, как на Руси ценили домовитость хозяйки. Поговорка «Щи да капуста — никого не пустят» подтвердила, что щи важны и полезны для организма. Поговорка «Кипятите щи, чтобы гости шли» подтвердила важность «щаного духа», говорит о гостеприимстве русского народа, хлебосольстве. И мы убедились, что девиз выбран для урока точный: «Щами мир стоит». А знание истории и традиций своего народа — очень интересно и увлекательно для нас.

Домашнее задание: приготовить щи для семьи по старинному русскому рецепту.

Проверочная работа по предмету Родной язык (русский) 2 класс по теме «Если хороши Щи, другой пищи не ищи»

Тема 1. «По одёжке встречают…» _____________________________________

1.Прочитай слова. Выбери и подчеркни слова, называющие мужскую старинную одежду.

Сарафан, кушак, шапка, рубаха, кокошник, штаны, душегрейка, кафтан, юбка.

2. Что это? Выбери из слов для справок нужное слово и запиши его.

Женский головной убор __________________ .

Обувь из валяной овечьей шерсти _________________________ .

Длинная меховая шуба с высоким воротником ____________________.

Мужской головной убор с жёстким козырьком ________________________

Повседневная обувь крестьян из лыка _________________________

Слова для: кокошник, картуз, шапка, тулуп, кушак, сапоги, лапти, валенки, онучи

3. «Собери пословицу», соедини линией начало и конец мысли.

Не одежда красит человека, а провожают по уму.

Встречают по одёжке, а друг старый.

Одежда лучше новая, а его добрые дела.

Запиши одну из составленных пословиц.

4. Объясни смысл фразы:

Работать засучив рукава – это значит работать (как?) _____________________

Работать спустя рукава- это значит работать (как?) _______________________

5. Из слов составь и запиши скороговорку: Шапка сшила Саша Сеньке

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-1151810

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Если хорошие щи, другой пищи не ищи

Содержимое разработки

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи!

Обычно обед состоит из трёх блюд. Первым блюдом могут быть щи , борщ , рассольник , солянка , окрошка , свекольник , уха . В старину не употреблялось слово «суп».

Раньше жидкую пищу, которую ели ложкой, называли похлёбкой . Слово похлёбка образовано от слова хлебать (есть что-то жидкое, черпая ложкой). Старейшая похлёбка – репня , которую, как видно из названия, готовили из репы. Репу варили, толкли и смешивали с водой. Когда в России появился картофель, кушанье из репы постепенно перестали употреблять, и сегодня оно забыто. Ещё одним старинным русским жидким кушаньем была тюря . Это хлеб или сухари, покрошенные в воду с солью и заправленные растительным маслом. Белый хлеб, покрошенный в молоко, называли детской тюрей.

  • Нанял Иванушку-дурачка в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:
  • Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!
  • А чем? – спрашивает Иванушка.
  • Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари – будет похлёбка.

2. Посидели дети некоторое время – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в неё полмешка муки, добавил картошки, разболтал всё коромыслом…

Заглянул в кадушку и говорит:

  • Варись, похлёбка, а я пойду за детьми глядеть!
  • Пришёл в избу, а уж хозяева воротились. Видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой…

Спрашивают хозяева Иванушку, показывая на его стряпню в кадке:

  • Это чего ты наделал?
  • Похлёбку!
  • Да разве так надо?
  • А я почём знаю – как надо?

1.Какое блюдо приказала приготовить хозяйка? 2.Расскажи, как Иванушка исполнил приказание. 3.Можно ли так готовить еду?

Задание 2. Найдите из текста сказки предложение, в котором хозяйка объясняет, как приготовить похлёбку. Какое значение имеют выделенные слова.

В русском языке есть разговорное слово стряпать , что означает «готовить (варить, жарить) кушанье».

Из истории языка и культуры

Издавна основной русской пищей были щи . Возможно, слово щи связано со словом сытый . Сначала слово щи писалось совсем по-другому: сти, шти. История слова помогает нам понять, что щи – это сытная еда; еда, которая делает человека сытым.

Щи – жидкое кушанье, суп из капусты или щавеля.

3. Прочитай текст. Придумай к нему заголовок, который передавал бы главную мысль

В старину в каждой местности щи варили по-разному, клали свои особые добавки. Только способ приготовления оставался одинаковым для всех – щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке в русской печи, и не просто вариться. А томиться и настаиваться некоторое время для того. Чтобы они приобрели свой насыщенный вкус. Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.

Слово чтить означает «относиться к кому-либо или чему-либо с уважением, почтением».

Томиться – долго парить на медленном огне в закрытой посуде.

Чугунок – горшок из чугуна.

Чугун – вид железа.

4. Прочитай пословицы. Попробуй объяснить смысл каждой. Запиши одну из них в тетрадь

  • Голодному Федоту любые щи в охоту.
  • Без капусты щи не густы.
  • Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.
  • Если хорошие щи, так и другой пищи не ищи.
Оцените статью