Рецепты по фармакологии органы дыхания

Рецепты по фармакологии органы дыхания

Rp.: Aer «Salbutamolum» 0,1 % — 10 ml

S. По 1-2 ингаляции для купирования приступа бронхиальной астмы

Выписать в рецепте бронхолитическое средство из группы М-холиноблокаторов (аэрозоль).

Rp.: Aerosoli Ipratropii bromidi № 1

D.S По 2 ингаляции в сутки.

Выписать в рецепте средство миотропного действия для лечения бронхиальной астмы.

Rp.: Tab. Euphyllini 0,15 N. 30.

D. S. По 1 таблетке 3 раза в день.

Выписать в рецепте α, β-Адреномиметик для купирования приступов бронхиальной астмы.

Rp.: Sol. Epinephrini hydrocloridi 0,1% — 1 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S.: подкожно по 0,5 мл.

Выписать в рецепте блокатор лейкотриеновых рецепторов.

Rp.: Tab. Zafirlukast 0,04 N. 30

D.S. По 1 таблетке раз в день.

Выписать в рецепте противоаллергическое средство для лечения атопической бронхиальной астмы.

Rp.: Beclometasoni 0,0002

D.S.: ингаляционно 2 раза в день, длительно.

Выписать в рецепте глюкокортикоид для лечения бронхиальной астмы (аэрозоль).

Rp.: Beclometasoni 0,0002

D.S.: ингаляционно 2 раза в день, длительно.

Выписать в рецепте стимулятор дыхания смешанного действия.

Rp.: Nikethamidi 1 ml – 1%

D.t.d. N. 10 in ampullis

S. По 1 мл под кожу 2 раза в день для стимуляции дыхательного центра

Выписать в рецепте противокашлевое средство центрального действия, не вызывающее лекарственной зависимости.

Rp: Tab. Glaucini hydrochloridi obductae 0,05

S. По 1 таблетке 2-3 раза в день после еды

Выписать в рецепте противокашлевое средство периферического действия.

Rp.: Tab. Prenoxdiazini 0,1 N. 20

D.S. По1 таблетке 3 раза в день.

Выписать в рецепте отхаркивающее средство прямого действия.

Rp.: Sol. Kalii iodidi 3 % 200 ml

D.S. По 1 столовой ложке 3-5 раз в день (запивают теплой водой)

Выписать в рецепте отхаркивающее средство из группы муколитических средств (таблетки).

Rp.: Tab. Bromhexini 0,008 № 20

D. S. По 1 т 4 р/д (пневмон.,бронхит)

Выписать в рецепте отхаркивающее средство рефлекторного действия (настой).

Rp.: Infusi radicis Althaeae 120 ml

Natrii hydrocarbonatis 0,6

Elixiris pectoralis 2 ml

M. D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день.

Выписать в рецепте отхаркивающее средство, обладающее протеолитической активностью.

Rp.: Sol. Acetylcysteini 10 % 2 ml

D. t. d. N. 10 in ampull.

S. Внутримышечно по 0,5 мл 2 раза в день (ребенку 3 лет)

Выписать в рецепте стимулятор дыхания центрального действия.

Rp.: Sol. Bemegridi 0,5 % 10 ml

D. t. d. N. 10 in ampull.

S. Вводить внутривенно 2-5 мл ненаркотизированным больным; 5-10 мл — при отравлении снотворными, для выведения из наркоза.

Рецепты по фармакологии органы дыхания

Лекарственные средства группы стимуляторов дыхания повышают активность дыхатель­ного центра, находящегося в продолговатом мозге. При угнетении дыхатель­ного центра различными препаратами (снотворные, средства для наркоза, наркотические анальгетики и др.) могут наступить остановка дыхания, асфиксия и гибель больного. В этом случае требуется срочное введение стимулято­ров дыхания, непосредственно возбуждающих продолговатый мозг и дыха­тельный центр, специфических антагонистов, а также применение аппарату­ры для ИВJI.

БЕМЕГРИД — стимулирует дыхание и кровообращение. Бемегрид является анта­гонистом снотворных, наркозных средств и др. Побочные действия бемегрида: тошно­та, рвота, судороги. Бемегрид противопоказан при психозах. Форма выпуска бемегрида : ампу­лы по 10 мл 0,5 % раствора. Список Б.

Пример рецепта бемегрида на латинском:

Rp.: Sol. Bemegridi 0,5% 10 ml

D. t. d. N. 10 in ampull. )

S. Внутривенно (медленно) 5-10 мл (при отравлении снотворным).

ЭТИМИЗОЛ — выпускается в таблетках по 0.1 г, ампулах по З мл 1,5% раствора. Список Б.

Пример рецепта этимизола на латинском :

Rp.: Sol. Aethimizoli 1,5% 3 ml

D. t. d. N. 10 in ampull.

S. По 2-5 мл 2 раза в день внутримышечно или подкожно; по 2-3 мл внутривенно (медленно).

Rp.: Tab. Aethimizoli 0,1 N. 60

D. S. Внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.

ЦИТИТОН — выпускается в ампулах по 1 мл. Список Б.

Пример рецепта цититона на латинском:

Rp.: Cytitoni 1 ml

D. t. d. N. 10 in ampull.

S. По 1 мл внутривенно.

ЛОБЕЛИНА ГИДРОХЛОРИД — выпускается в ампулах по 1 мл 1 % раствора лобелина гидрохлорида. Список Б.

Пример рецепта лобелина гидрохлорида на латинском :

Методическая разработка практического занятия по фармакологии для преподавателя по теме: «Средства, действующие на дыхание»

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский медицинский техникум»

Специальность: Лечебное дело 320101

Год обучения : 1 курс, 2 семестр

Тема: «Лекарственные средства, действующие на органы дыхания»»

Разработчик : преподаватель дисциплины «Фармакология»

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________»

Зам. директора по учебной работе

«___» ________________ 201__ г.

Тема: «Лекарственные средства, действующие на органы дыхания»»

1.Обяснить механизмы действия препаратов на органы дыхания при различных заболеваниях

2.Научить выписывать рецепты на препараты в различных лекарственных формах.

3. Объяснить принципы действия карманного ингалятора

1.Воспитывать ответственное отношение к лекарственным препаратам.

2.Воспитывать внимательность при написании рецептов.

1.Развивать умения общения с больными

2.Развивать умение правильного введения лекарственных веществ.

1.Освоить методику проведения практического занятия

ОК1 Понимать сущность и значимость своей будущей профессии и проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК7Осуществлять поиск и использование информации , необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а так же своего профессионального и личностного развития.

ПК4.7.Организовывать здоровьесберегающую среду.

Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый,

Форма организации учебного процесса : занятие практическое,

Внутрипредметные связи: общая рецептура, лекарственные средства, влияющие на эфферентную нервную систему, лекарственные средства, влияющие на ЦНС.

Интеграционные связи УД и ПМ: (Анатомия и физиология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией ……)

Оснащение занятия: мел, доска, рецептурные бланки, плакат: «Средства, действующие на дыхание», карманные ингаляторы, небулайзер, методические разработки для студентов, методическая разработка для преподавателя, лекции по фармакологии, фармакологические дневники.

Продолжительность занятия : 180 мин.

Рекомендуемая литература для студентов:

1. Копасова В.Н.: Фармакология:учебный курс/ В.Н.Копасова, М.: Эксмо,2012,352с.

2. Харкевич Д.А.: Фармакология с общей рецептурой: учебник для мед.колледжей и училищ/Д.А. Харкевич-М.: ГЭОТАР-медиа, 12 издание 2017, 464с.

3. Федюкович Н.И.: Фармакология, учебник для мед. училищ и колледжей, 7 изд. Ростов н.Д./ Феникс, 2012г.

4. Аляутдин Р.Н. Фармакология, учебник для мед. училищ и колледжей, 8 изд. Ростов н.Д./ Феникс, 2016г.

5. Машковский М.Д.: Лекарственные средства: в 2 т.-М.: Медицина 2016г

Рекомендуемая литература для преподавателя:

1. «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное – М 2017 г., «ГЭОТАР — Медиа»

2. «Фармакология», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский Учебное пособие – М: «ГЭОТАР-Медиа» 20116 г.

3. «Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, П.А. Галенко- Ярошевский, В.И.Петров, Л.М. Гаевая 2016 г.,изд. центр «Март».

4.«Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2012 г.

5. «Лекарственные средства», М.Д. Машковский « NOT VALID RECORD » 762785 в 2Т., 2016 г.

«Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.,И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.

«Полный лекарственный справочник медсестры», М.Б. Ингерлейб, 206 г.

«Справочник по лекарственным средствам», справочник Э.Г. Громова.,

«Лекарственные средства» справочник – путеводитель, ГЭОТАР МЕДИА, Петров Р.В., 2008 г.

«Наглядная фармакология», перевод с английского, Майкл Дж. Нил, под ред. Р.Н. Аляутдина (учебное пособие) ГЕЭТАР МЕД, 2016 г.

1. internet. ru vmerde org

2 internet. ru www Biblio fond ru

Отметка отсутствующих с целью проверки готовности к занятию

Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы, цели, необходимые компетенции, заболевания, формы проведения занятия с целью побуждения студентов к предстоящей работе.

Актуализация базовых знаний

1. Фронтальный опрос – проводится с целью определения общей подготовленности группы и развития речи (приложение 1)

Знакомство с заданиями

2. самостоятельная работа с предложенными заданиями

воспитания трудолюбия, ответственного отношения к работе, правильного написания рецептов (приложение2,3,4., вдумчивого отношения к различным способам лекарственных препаратов. организации здоровьесберегающей среды

Защита работы у преподавателя

Преподаватель отмечает все ли студенты в равной степени справились с заданием, обращает внимание на положительные и отрицательные стороны деятельности студентов с целью умения анализировать ошибки, выставляет оценки, мотивируя их.

Преподаватель задает домашнее задание с целью изучения новой темы.

1. Контрольные работы.

Какие группы препаратов используют для купирования БА.

Комбинированные средства, содержащие кодеин. Меры профилактики лекарственной зависимости.

Бронхолитики (миолитики) производные теофиллина.

Отхаркивающие средства, их свойства и применения. .

Механизм действия, свойства, применение бета 2 адреномиметиков..

Ингаляционные глюкокортикоиды (препараты гормонов коры надпочечников

Симпатомиметики (эфедрин). Механизм действия, свойства. Меры учета и контроля.).

Назовите растения, которые обладают отхаркивающим действием.

Препараты теофиллина для профилактики приступов БА.

Беклометазон, будесонид, флутиказон. Механизм действия, свойства, применение.

Дайте определение муколитическим препаратам.

Противокашлевые препараты центрального действия (препараты кодеина)

Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания.

Амброксол, аацетилцистеин, бромгексин, флуимуцил. Механизм действия, свойства, применение.

2 Выписать рецепты, определить фармакологическую группу.

Аэрозоль Беротека 15 мл. Назначь по 1 дозе при приступах БА.

Капсулы теотарда 0,2 № 40. Назначь по 1 дозе 1 раз в день.

Раствора синекода 0,15%-20 мл. Назначь по 20 капель на ночь.

Таблетки «Мукалтин» №10. Назначь по 1 таблетке 3 раза в день.

Раствора ацетилцистеина 20% 10мл. Назначить для ингаляций с физраствором.

Аэрозоль сальбутамола 12 мл. Назначь по 1 дозе при приступах БА.

Аэрозоли «Беродуал» — 15 мл. Назначь по 1 дозе 3 раза в день.

Раствора эуфиллина 2,4% — 10мл 10 ампул. Назначь внутривенно медленно на физрастворе.

Таблетки «Коделак» № 10. Назначь по 1 таблетке на ночь

Таблетки «Мукалтин» № 10. Назначь по 1 таблетке 3 раза в день.

Аэрозоль пульмикорта 200 доз. Назначь по 1 дозе 2 раза в день.

Раствора кордиамина 25% — 30мл. Назначь 20 капель внутрь при пониженном АД.

Аэрозоли атровента 15 мл. Назначь по 1 дозе 2 раза в день.

Сиропа синекода 0,15% — 100мл. Назначь по 1 чайной ложке на ночь.

Аэрозоль флутиказона 200 доз. Назначь по 1 дозе 3 раза в день.

Сиропа алтея 100 мл. Назначь по 1 чайной ложке 3 раза в день.

Сиропа лазолвана 0,75% — 100 мл. Назначь по 1 чайной ложке 3 раза в де

Таблетки «Коделак» № 10. Назначь по 1 таблетке на ночь..

3. Написать патентованные названия следующих препаратов:

4. Решить задачу:

—Больному для профилактики приступов бронхиальной астмы был назначен препарат из группы теофиллина длительного действия в капсулах. Определите этот препарат. Расскажите о его механизме действия, свойствах, применении, побочных эффектах.

—В качестве базовой терапии больному с бронхиальной астмой был назначен препарат из группы глюкокортикоидов в ингаляционной форме. Определите этот препарат. Какими свойствами обладают аналоги гормонов надпочечников?

==Больному для профилактики приступов бронхиальной астмы был назначен комбинированный препарат в форме аэрозоля «Беродуал». Расскажите о его механизме действия, свойствах, применении, побочных эффектах.

==Больному для профилактики приступов бронхиальной астмы был назначен препарат из группы М-холиноблокаторы в лекарственной форме раствор для ингаляций. Определите этот препарат. Расскажите о его механизме действия, свойствах, применении, побочных эффектах.

==Больному для купирования приступа бронхиальной астмы был назначен препарат из группы бета 2 адреномиметиков короткого действия в лекарственной форме аэрозоль. Определите этот препарат. Расскажите о его механизме действия, свойства, применение, побочные эффекты.

—Ребёнку старше 12 лет в комбинированном лечении при бронхите был назначен препарат Ацетилцистеин. К какой группе относится этот препарат? Расскажите о его механизме действия, свойствах, применении, побочных эффектах

5. Тестовые задания на закрепление материала

Рабочая тетрадь по Фармакологии по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания»
материал по теме

Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных занятий по фармакологии и со­стоит из блоков: информационного, внеаудиторной самоподготовки и аудиторной самостоятельной работы.

Предложенная схема рабочей тетради предусматривает определенную последовательность в изучении учебного материала.

Материал для самоподготовки изложен в следующей последовательности:

— информационный блок, включающий классификацию групп веществ;

— вопросы для изучения;

— различного рода задания;

— средства для самоподготовки (список литературы, перечень наглядных средств обучения и др.);

— вопросы для самоконтроля.

В информационном блоке учебный материал представлен в виде мини-конспекта, акцентирую­щего внимание студентов на узловых вопросах дей­ствия лекарственных препаратов. Он сопровожда­ется таблицей, которая ил­люстрирует, поясняет и помогает запомнить во­просы классификации лекарственных препаратов, их основные фармакологические свойства, приме­нение, особенности введения. Классификация лекарственных средств в виде таблиц существенно уменьшает объем пособия за счет плотности информации и в то же время повышает наглядность, позволяет студенту охватить весь спектр логических связей, что также способствует систематизации знаний, их углублению, более полному закреплению.

Приступая к подготовке к занятию, студент должен:

— изучить цель самоподготовки;

— повторить исходный материал по фармакологии и смежным дисциплинам;

— изучить тему по указанной литературе, используя план изучения, приведенный в пособии;

— выполнить предложенные по теме задания, решить задачи, ответить на во­просы, ответив на ко­торые, можно определить уровень подготовки по теме;

— отметить неясности и подготовить вопросы для преподавателя.

Вторая часть рабочих тетрадей включает задания для выполнения на занятиях в аудитории и включает в себя:

— задания на выяснение исходного уровня знаний;

— экспериментальный блок, включающий задания на обеспечение и коррекцию исходного уровня знаний;

— проблемный блок, состоящий из задач (типовых, развивающих и твор­ческих) и кроссворда;

— контроль за усвоением полученных знаний и умений (задачи, тестовые задания);

Задания второй части выполняются в этой же тетради и способствуют закреплению знаний, умений и навыков студентов по следующим позициям:

рекомендации рационального приема лекарственных средств внутрь с учетом времени приема пищи и наступления сна;

выявление побочных (нежелательных) реакций организма при приеме лекарственных средств данной фармакологической группы с последующей их коррекцией;

правильный подбор комбинированного применения лекарств данной фармакологической группы и некоторых отдельных препаратов с другими лекарственными средствами во избежание осложнений.

В рабочую тетрадь включен элемент игрового обучения в виде кроссворда, что при групповом изучении приводит к состязательности, а, следовательно, и к получению более прочных знаний, а при индивидуальном — к самооценке уровня усвоения материала.

На практических занятиях по фармакологии студент должен выполнить:

— самостоятельную работу, согласно заданиям рабочей тетради, состоящую из контроля исходного уровня знаний, экспериментальной работы, работы с заданиями проблемного блока и контроля усвоения учебного материала.

Задачи, предлагаемые в рабочей тетради, отображают основные фар­макологические свойства лекарственных средств, связь фармакологии с другими медицинскими науками.

Материал изложен в доступной для студентов форме: практические вопросы частной фармакологии представлены в виде задач на опре­деление вещества, группы веществ по совокупности их фармаколо­гических свойств, фармакодинамики и локализации действия. Кроме того, студенту предлагаются задачи по оценке возможности использования лекарственных средств для лечения за­болеваний на основе представлений об их свойствах, выбору нужного препарата в той или иной ситуации.

Самостоятельная работа студентов на занятиях предусматривает выработку навыков поиска правильного решения, обобщения результатов, работу с книгой, решение задач по фармакодинамике и выписыванию рецептов.

Опыты и задания могут выполняться по усмотрению преподавателя, как отдельными студентами, так и группами.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой по фармакологии и отвечает требованиям Государ­ственных образовательных стандартов специально­стей «Сестринское дело» базовый уровень СПО, «Лечебное дело» повышенный уровень СПО.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_tetrad_dyhanie.doc 208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Управление здравоохранения Липецкой области

« ЕЛЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

влияющие на функции органов дыхания

самостоятельной работы студентов

специальностей: Лечебное дело повышенный уровень СПО

Сестринское дело базовый уровень СПО

Рассмотрено и одобрено:

предметной (цикловой) комиссией

протокол № 3 от 12.03.2009 года

г. Елец 2009 год

Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных занятий по фармакологии и состоит из блоков: информационного, внеаудиторной самоподготовки и аудиторной самостоятельной работы.

Предложенная схема рабочей тетради предусматривает определенную последовательность в изучении учебного материала.

Материал для самоподготовки изложен в следующей последовательности:

— информационный блок, включающий классификацию групп веществ;

— вопросы для изучения;

— различного рода задания;

— средства для самоподготовки ( список литературы, перечень наглядных средств обучения и др.);

— вопросы для самоконтроля.

В информационном блоке учебный материал представлен в виде мини-конспекта, акцентирующего внимание студентов на узловых вопросах действия лекарственных препаратов. Он сопровождается таблицей, которая иллюстрирует, поясняет и помогает запомнить вопросы классификации лекарственных препаратов, их основные фармакологические свойства, применение, особенности введения. Классификация лекарственных средств в виде таблиц существенно уменьшает объем пособия за счет плотности информации и в то же время повышает наглядность, позволяет студенту охватить весь спектр логических связей, что также способствует систематизации знаний, их углублению, более полному закреплению.

Приступая к подготовке к занятию, студент должен:

— изучить цель самоподготовки;

— повторить исходный материал по фармакологии и смежным дисциплинам;

— изучить тему по указанной литературе, используя план изучения, приведенный в пособии;

— выполнить предложенные по теме задания, решить задачи, ответить на вопросы, ответив на которые, можно определить уровень подготовки по теме;

— отметить неясности и подготовить вопросы для преподавателя.

Вторая часть рабочих тетрадей включает задания для выполнения на занятиях в аудитории и включает в себя:

— задания на выяснение исходного уровня знаний;

— экспериментальный блок, включающий задания на обеспечение и коррекцию исходного уровня знаний;

— проблемный блок, состоящий из задач (типовых, развивающих и творческих) и кроссворда;

— контроль за усвоением полученных знаний и умений (задачи, тестовые задания);

Задания второй части выполняются в этой же тетради и способствуют закреплению знаний, умений и навыков студентов по следующим позициям:

рекомендации рационального приема лекарственных средств внутрь с учетом времени приема пищи и наступления сна;

выявление побочных (нежелательных) реакций организма при приеме лекарственных средств данной фармакологической группы с последующей их коррекцией;

правильный подбор комбинированного применения лекарств данной фармакологической группы и некоторых отдельных препаратов с другими лекарственными средствами во избежание осложнений.

В рабочую тетрадь включен элемент игрового обучения в виде кроссворда, что при групповом изучении приводит к состязательности, а, следовательно, и к получению более прочных знаний, а при индивидуальном — к самооценке уровня усвоения материала.

На практических занятиях по фармакологии студент должен выполнить:

— самостоятельную работу, согласно заданиям рабочей тетради, состоящую из контроля исходного уровня знаний, экспериментальной работы, работы с заданиями проблемного блока и контроля усвоения учебного материала.

Задачи, предлагаемые в рабочей тетради, отображают основные фармакологические свойства лекарственных средств, связь фармакологии с другими медицинскими науками.

Материал изложен в доступной для студентов форме: практические вопросы частной фармакологии представлены в виде задач на определение вещества, группы веществ по совокупности их фармакологических свойств, фармакодинамики и локализации действия. Кроме того, студенту предлагаются задачи по оценке возможности использования лекарственных средств для лечения заболеваний на основе представлений об их свойствах, выбору нужного препарата в той или иной ситуации.

Самостоятельная работа студентов на занятиях предусматривает выработку навыков поиска правильного решения, обобщения результатов, работу с книгой, решение задач по фармакодинамике и выписыванию рецептов.

Опыты и задания могут выполняться по усмотрению преподавателя, как отдельными студентами, так и группами.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой по фармакологии и отвечает требованиям Государственных образовательных стандартов специальностей «Сестринское дело» базовый уровень СПО, «Лечебное дело» повышенный уровень СПО.

Средства, влияющие на функцию органов дыхания.

Лекарственные средства, используемые при заболеваниях органов дыхания, относятся к различным фармакологическим группам. Их действие многообразно (таб.3.1.).

Стимуляторы дыхания имеют ограниченное клиническое применение. Они лишены избирательности действия, могут формировать судорожную готовность и вызывать генерализованные судороги. Некоторые из препаратов этой группы используются в качестве аналептиков.

Противокашлевые средства используются для симптоматического лечения кашля, сопровождающего самые разные заболевания. Если кашель вызывает осложнения и физиологически неоправдан, то симптоматическое лечение его необходимо. В иных случаях кашель, как правило, специального лечения не требует. Противокашлевые средства не могут заменить нужных патогенетических препаратов. Для облегчения сухого раздражающего кашля показаны противокашлевые средств центрального действия. Они не эффективны при кашле, вызванном заболеваниями плевры.

К группе отхаркивающих средств относятся препараты, которые увеличивают жидкую часть бронхиального секрета, понижают вязкость мокроты, активируют функцию мерцательного эпителия. Могут действовать непосредственно или рефлекторно. Эффективны при непродуктивном кашле, обусловленном раздражением слизистой оболочки густым вязким секретом. Разделение препаратов данной группы на отхаркивающие и муколитические необоснованно. Собственно муколитический, но не единственный эффект проявляют лишь отдельные препараты (бромгексин). Ферментные препараты действуют как фибринолитики. Независимо от преимущественного механизма действия всеет они применяются с целью разжижения мокроты, уменьшения ее вязкости и облегчения отхаркивания.

Бронхолитики (бронхорасширяющие средства) — это препараты, которые относятся к разным фармакологическим группам, но имеют общее назначение. Они используются для лечения или профилактики острого приступа бронхиальной астмы, проявляющегося удушьем, обусловленным повышенным сопротивлением поступательному движению воздуха через спазмированные бронхи. Фармакотерапия бронхиальной астмы включает применение следующих средств: 1) для купирования острого приступа бронхиальной астмы; 2) для предупреждения острого приступа бронхиальной астмы; 3) для лечения астматического статуса; 4) для поддерживающего лечения в межприступный период. Но при возникшем приступе бронхиальной астмы, прежде всего, вводят бронхолитики.

Классификация средств, влияющих на функцию органов дыхания

А. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ

Студент должен представлять:

  1. механизм действия аналептиков, противокашлевых, отхаркивающих, муколитических и бронхолитических средств.

Студент должен знать:

  1. фармакологические эффекты,
  2. показания к применению,
  3. побочные эффекты аналептиков, противокашлевых, отхаркивающих, муколитических и бронхолитических средств.

Студент должен уметь:

  1. пользуясь справочной литературой выписать рецепты и дать рекомендации по правильному применению назначенных лекарственных средств и уметь выписать рецепт.

Изучить теоретический материал по теме, используя следующую структуру учебного материала:

1.1. Аналептики (этимизол, кордиамин, кофеин-бензоат натрия, сульфокамфокаин), фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.

1.2. Отхаркивающие средства прямого и непрямого действия (растительные препараты, препараты йода, натрия гидрокарбонат), показания к применению, побочные эффекты.

1.3. Муколитические средства (бромгексин, амброксол, ацетилцистеин), особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.

1.4. Противокашлевые средства центрального (кодеин, глауцин, окселадин) и периферического (либексин) действия, показания к применению, побочные эффекты.

1.5. Бронхолитические средства: адреномиметики (адреналин, эфедрин, изадрин, сальбутамол, фенотерол, кленбутерол), М — холинолитики (атропин, атровент, тровентол), ксантины (теофиллин, эуфиллин), показания к применению, побочные эффекты.

Задание №2. Составить таблицу фармакологических групп веществ, влияющих на функции органов дыхания.

Задание №3. Повторить следующие темы предыдущих занятий:

“Х-холиноблокирующие средства”, “Адреномиметические средства”, “Симпатомиметические средства”.

Задание №4. В тетрадях для внеаудиторных практических работ выполнить задания:

1.Выписать в рецепте кордиамин для приема внутрь. Указать фармакологическую группу препарата и показания к его применению.

2. Выписать в рецепте микстуру, состоящую из 1 г натрия бромида, 0,1 г кофеин-бензоата натрия и 100 мл воды дистиллированной (микстура Павлова). Объяснить действие каждого вещества, входящего в микстуру. Указать терапевтический эффект микстуры.

3.Выписать в рецепте настой травы термопсиса. Указать фармакологическую группу препарата. Отметить механизм его действия.

4. Выписать в рецепте эуфиллин для инъекций при ступе бронхиальной астмы. Указать фармакологическую группу препарата и объяснить его действие при данном заболевании.

5. Выписать в рецепте маннит для внутривенного капельного введения. Объяснить действие препарата. Отметить показания к его применению.

Средства для самоподготовки студентов во внеаудиторное время

1. Лекция по теме «Средства, влияющие на функции органов дыхания»

1. Гаевый М.Д., Галенко-Ярошевский П.А., Петров В.И., Гаевая Л.М. Фармакология с рецептурой: Учебник. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003, с.286-296

2. Громова Э.Г. Справочник по лекарственным средствам с рецептурой для фельдшеров и медицинских сестер. Санкт-Петербург, «Фолиант», 2000.

3. Захаревский А.С., Кузьмицкий Б.Б., Курлович Л.Д. Фармакология с рецептурой. Минск, «Вышэйшая школа», 2001, с. 126-135

4. Майский В.В., Муратов В.К. «Фармакология с рецептурой». М. «Медицина» 1986, с.193-202

5. Машковский М.Д. «Лекарственные средства». М. «Медицина», 2000.

6. Фармакологический справочник. Под ред. Л.Ланса, Ч.Лейси, М.Голдмана. Практика, Москва, 2000.

7. Федюкович Н.И. Фармакология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-

8. Косьминина Г.В. Методическое пособие для самоподготовки студентов медицинских колледжей и училищ по предмету «Фармакология» для всех специальностей.- Курск: изд-во КМК,1999. часть 2

9. Курлович Л.Д. Основы фармакологии. Практикум: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк.,1997, с. 63-66

3. Учебная комната для самоподготовки студентов (кабинет фармакологии). Время подготовки – ежедневно с 8.00.- 16.25.

4. Наглядные средства обучения:

Набор лекарственных препаратов по теме

5. Консультации преподавателя еженедельно по графику

4. Вопросы для самоконтроля

  1. В каких случаях показано применение стимуляторов дыхания?
  2. Какие средства оказывают противокашлевое действие?
  3. Каков механизм отхаркивающего действия настоя травы термопсиса?
  4. Какие фармакологические группы препаратов обладают бронхо-литическим свойством?
  5. Какие препараты используются для купирования приступа бронхиальной астмы?
  6. Как действуют мочевина и маннит при отеке легких?
  7. Объясните фармакодинамику аналептиков и н-холиномиметиков, используемых для стимуляции дыхания.
  8. Объясните фармакодинамику отхаркивающих средств рефлекторного типа действия.
  9. Какие рекомендации вы дадите больному при применении отхаркивающих средств?
  10. Каковы пути введения и особенности применения трипсина как вспомогательного средства для облегчения удаления вязких секретов и экссудатов при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей?
  11. О чем необходимо помнить при приеме кодеина?
  12. Какие требования должен выполнять больной при применении либексина и почему?
  13. Объясните фармакодинамику бронхолитических средств.
  14. Укажите фармакологические группы препаратов, применяемых для лечения и купирования приступов бронхиальной астмы.
  15. Можно ли для купирования приступа бронхиальной астмы использовать аналептики и почему?
  16. С какой целью используют спирт этиловый при отеке легких?
  17. С какой целью при отеке легких используют бензогексоний?
  18. Зачем при отеке легких используют маннит и мочевину?
  19. С какой целью при отеке легких применяют строфантин?
  20. Приведите классификацию лекарственных средств, влияющих на функцию органов дыхания.

Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В АУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Задание 1. Из перечня средств выберите средства:

для купирования приступов бронхиальной астмы (А);

для предупреждения приступов бронхиальной астмы (Б);

противопоказанные при бронхиальной астме (В)

В ответе с рядом буквенным индексом перечислите соответствующие средства (цифровые индексы).

  1. Адреналин .
  2. Атропин.
  3. Изадрин 1% раствор.
  4. Изадрин, таблетки по 0,005 г.
  5. Сальбутамол.
  6. Эфедрин 5% раствор в ампулах по 1 мл.
  7. Эфедрин, таблетки по 0,025 г.
  8. Анаприлин.
  9. Прозерин.

Задание 2. В перечне средств, имеющихся в наличии (цмфровые индексы), найдите средства (буквенные индексы) для замены отсутствующих в данный момент в аптеке.

Перечень средств, отсутствующих в аптеке:

  1. Эуфиллин.
  2. Эфедрин.
  3. Изадрин.
  4. Кодеин.
  5. Трава термопсиса.
  6. Натрия иодид.
  7. Мочевина.

Перечень средств, имеющихся в аптеке:

Задание 3. Выполните тестовые задания

  1. Противокашлевое средство:
  1. цититон,
  2. либексин,
  3. бромгексин.
  1. Отхаркивающее средство:
  1. тусупрекс,
  2. бромгексин,
  3. цититон.
  1. Бронхолитичнское средство:
  1. эуфиллин,
  2. либексин,
  3. лобелин.
  1. Адреномиметик для купирования приступов бронхиальной астмы:
  1. эфедрин,
  2. анаприлин,
  3. резерпин.
  1. Отметить показания к применению эуфиллина :
  1. гипертензия,
  2. бронхоспазм,
  3. сосудистый коллапс,
  4. обморок.
  1. Найти соответствие:

Отметить способ введения:

  1. эуфиллин 2,4 % — 10 мл
  2. эуфиллин 24 % — 1 мл

а) подкожно б) внутримышечно

в)внутривенно медленно, на физ. растворе

7. Противокашлевые средства центрального типа действия:

5) кодеина фосфат

8. Противокашлевые средства периферического типа действия:

5) кодеина фосфат

9. Препарат, обладающий противокашлевым и бронхорасширяющим действием:

3) кодеина фосфат

10. Недостатки наркотических противокашлевых средств:

1) их высокая эффективность

2) угнетают кашлевой центр

3) угнетают дыхательный центр

4) уменьшают дыхательный объем

5) вызывают пристрастие

11. Отхаркивающие средства рефлекторного типа действия:

2) препараты термопсиса

3) препараты алтея

6) натрия гидрокарбонат

12. Отхаркивающие средства резорбтивного типа действия:

2) препараты термопсиса

3) препараты алтея

6) натрия гидрокарбонат

13. Бронхолитические ингаляционные средства:

5) эфедрина гидрохлорид

14. Найти соответствие:

препарат форма выпуска

1) атропина сульфат а) амп. 1% — 1мл

2) кодеина фосфат б) амп. 3% — 1мл

3) эуфиллин для в/в введения в) амп. 0,1% — 1мл

4) эуфиллин для в/м введения г) амп. 24% — 1мл

5) преднизолон д) амп. 2,4% — 10мл

  1. О чем необходимо помнить при приеме кодеина?
  2. Какие требования должен выполнять больной при применении либексина и почему?
  3. Укажите фармакологические группы препаратов, применяемых для лечения и купирования приступов бронхиальной астмы.
  4. Какие средства оказывают преимущественно прямое стимулирующее действие на центр дыхания?
  5. Какие стимуляторы дыхания действуют преимущественно рефлекторно?

Задание 1. Ознакомиться с препаратами, представленными на занятиях. Распределить их по фармакологическим группам. Обратить внимание на лекарственные формы и характер упаковки.

Задание 2. Выполнить экспериментальную работу. Написать протокол опыта, сделать выводы.

Противовспенивающее действие спирта этилового.

В стакане взбалтывают разведенный водой белок куриного яйца до образования достаточного количества пены. Затем небольшое количество пены переносят в две пробирки или небольшие колбы. В одну из них сверху аккуратно наносят несколько капель изотонического раствора хлорида натрия, а в другую -этилового спирта. Наблюдают за состоянием пены.

Куриный белок + изотонический раствор натрия хлорида (0,9 %)

Задание 3. Определите стимуляторы дыхания А и Б

Прямое возбуждение дыхательного центра

Рефлекторное возбуждение дыхательного центра

Задание 4. Определите отхаркивающие средства А и Б

Деполимеризация белковых молекул

Усиление секреции бронхиальных желез, разжижение мокроты, повышение активности мерцательного эпителия

Задание 1. Задачи на определение вещества и группы веществ

Определите вещество или группу веществ и выписать рецепт на лекарственный препарат:

1. Применяется в виде настоя, порошка, таблеток, сухого экстракта. При приеме внутрь оказывает умеренное раздражающее действие на рецепторы желудка и рефлекторно влияет на бронхи и бронхиальные железы, стимулирует отхаркивание, усиливает физиологическую активность мерцательного эпителия и перистальтические движения бронхиол, способствуя продвижению мокроты из нижних отделов в верхние отделы дыхательных путей и ее выведению.

Для улучшения разжижения мокроты и облегчения отхаркивания рекомендуется одновременно назначать обильное питье (не менее 1,5 л в сутки).

2. Применяется для успокоения кашля. В сочетании с ненаркотическими анальгетиками (анальгином, амидопирином), кофеином, фенобарбиталом назначается при головной боли, невралгиях, входит в состав микстуры Бехтерева, применяемой в качестве успокаивающих средств. Является составной частью таблеток «Кодтерпин», «Пенталгин», «Седалгин». При повторном применении возможны привыкание и пристрастие.

3. Синтетический противокашлевый препарат. По активности примерно равен кодеину. Не угнетает дыхания, не вызывает пристрастия. Обладает местно-анестезирующей активностью. При хронических бронхитах отмечено и противовоспалительное действие. Во избежание анестезии слизистой оболочки полости рта препарат необходимо проглотить, не разжевывая.

4. Ферментный препарат. Применяется как вспомогательное средство для облегчения удаления вязких секретов и экссудатов при воспалительных заболеваниях дыхательных путей (бронхиты, трахеиты, пневмонии). Используется в основном для ингаляции. Вызывает разжижение мокроты и облегчает ее выделение. Можно применять его внутримышечно и интраплеврально.

5. Оказывает стимулирующее влияние на центральную нервную систему, применяется при угнетении дыхания и кровообращения различного происхождения. При передозировке препарата возможны тошнота, рвота, судороги.

Форма выпуска: ампулы по 10 мл 0,5 % раствора.

6.  — адреномиметик, применяется для купирования и предупреждения приступов бронхиальной астмы. Назначается виде 0,5—1 % растворов для ингаляций 2—3 раза в день.

7. Препарат применяется внутрь в каплях в качестве отхаркивающего средства, особенно при бронхитах. Представляет собой бесцветную или слегка желтоватую жидкость с сильным анисовым запахом.

8. Препарат вызывает расширение бронхов, сужение сосудов, повышение артериального давления, торможение перистальтики кишечника, расширение зрачков, оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему (в спортивной практике относится к допингам). Применяется при бронхиальной астме. В данном случае целесообразно комбинировать с эуфиллином, димедролом, глюконатом кальция. Входит в состав таблеток «Теофедрин», комплексного препарата «Солутан», используемого в виде капель и ингаляций. Назначается внутрь в таблетках, порошках и парентерально.

9. По структуре и действию близок к  2 -адреностимуляторам . Оказывает бронхорасширяющее и токолитическое действие. Применяется при бронхиальной астме и других заболеваниях, протекающих со спастическим состоянием бронхов. Повторение ингаляции производится с промежутками 4—6 ч.

Форма выпуска: аэрозольные алюминиевые баллоны вместимостью 10 мл, содержащие 200 разовых доз.

10. Применяются в комплексной терапии с антибиотиками, сульфаниламидными препаратами, бронхолитикамн, сердечными средствами. Желательно при приеме этих препаратов назначать обильное теплое питье. Способствуют удалению из легочных путей при различных патологических процессах.

Задание 2. Решить ситуационные задачи

1.Перед приступами болезни могут отмечаться кашель, чиханье; перед повторными приступами появляются такие вестники, как раздражительность, снижение аппетита, сухость во рту, жажда, потливость, беспокойный сон. Приступы удушья часто наступают ночью — больной не может выдохнуть воздух, его грудная клетка как бы расширяется, лицо синеет, губы отекают, веки набухают; больной садится, упираясь локтями, все вспомогательные мышцы участвуют в акте дыхания; перкуссия грудной клетки резко снижена, плечи приподняты, свистящее дыхание слышно на расстоянии.

Препараты каких групп будут эффективны в данном случае? Назовите их.

2. У больного приступ бронхиальной астмы. В вашем распоряжении бемегрнд, эуфнллин и кордиамин.

Что вы выберете в данном случае?

3. У больного приступ бронхиальной астмы, сопутствующее заболевание — гипертоническая болезнь. В вашем распоряжении эфедрина гидрохлорид и платифиллина гидротартрат.

Что вы выберете в данной ситуации?

4. У больного приступ бронхиальной астмы, страдает сахарным диабетом. В вашем распоряжении адреналина гидрохлорид и атропина сульфат.

Что вы выберете в данной ситуации и почему?

5. Бригада скорой помощи, вызванная на место происшествия, обнаружила у больного состояние легкого опьянения,

ушах, головокружение, головную боль, стук в висках, слезотечение, тошноту, рвоту, расстройство зрения и слуха, мышечную слабость, причем при самом незначительном физическом напряжении возникала резкая одышка. Характерен алый цвет лица и слизистых оболочек из-за высокого содержания карбоксигемоглобина в крови. Артериальное давление

Поставлен диагноз: отравление угарным газом.

Что вы можете предложить в данном случае?

Задание 3. Разгадать кроссворд

По вертикали в выделенных клетках: синтетическое противокашлевое средство.

По горизонтали: 1 .Спазмолитик миотропного типа действия для лечения бронхиальной астмы. 2. Новогаленов препарат для стимуляции дыхания. 3. Средство, стимулирующее дыхание рефлекторно. 4. Бронхолитическое средство из группы α , β-адреномиметических средств. 5. Ганглиоблокатор, применяемый при отеке легких. 6. Отхаркивающее средство, обладающее протеолитической активностью. 7. Противокашлевое средство — алкалоид опия. 8. β -адреномиметическое средство для лечения бронхиальной астмы.

БЛОК «КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ»

Задание 1. Выписать в рецептах

1. Стимулятор дыхания центрального типа действия.

2. Средство, применяемое при отеке легких.

3. М-холиноблокатор для купирования приступа бронхиальной астмы.

4. Отхаркивающее средство рефлекторного типа действия.

5. Противокашлевое средство.

1. Стимулятор дыхания рефлекторного типа действия.

2. ß-Адреномиметик при бронхиальной астме.

3. Дегидратирующее средство, применяемое при отеке легких.

4. Противовспенивающее средство.

5. Симпатомиметик для профилактики приступов бронхиальной астмы.

1. Отхаркивающее средство прямого действия.

2. α и ß-Адреномиметик для купирования приступа бронхиальной астмы.

3. Противокашлевое средство периферического действия.

4. Спазмолитик миотропного действия для лечения бронхиальной астмы.

5. Дегидратирующее средство при отеке легких.

Методом выбора найти правильные ответы

1. Указать стимуляторы дыхания, оказывающие прямое действие на дыхательный центр; а) кофеин; б) цититон; в) коразол; г) бемегрид; д) лобелина гидрохлорид.

2. В каких случаях применяют стимуляторы дыхания рефлекторного типа действия: а) при асфиксии новорожденных; б) при остановке дыхания в стадии наркоза; в) при отравлении угарным газом; г) при бронхиальной астме; д) при отеке легких; е) при отравлении снотворными.

3. Отметить противокашлевые средства: а) сухой экстракт термопсиса; б) кодеин; в) либексин; г) трипсин; д) этилморфин; е) капли нашатырно-анисовые.

4. Указать отхаркивающие средства прямого действия: а) настой травы термопсиса; б) калия йодид; в) трипсин; г) натрия гидрокарбонат; д) кодеин; е) капли нашатырно-анисовые.

5. Отметить отхаркивающее средство рефлекторного типа действия: а) калия йодид; б) настой травы термопсиса; в) этилморфин; г) натрия гидрокарбонат; д) кодеин; е) трипсин.

6. Препараты каких фармакологических групп оказывают бронхолитическое действие: а) М-холиноблокаторы; б) м-холиномиметики; в) β-Адреномиметики; г) β-Адреноблокаторы; д) спазмолитические средства миотропного действия; е) α- и β-Адреномиметики.

7. Указать препараты, используемые для купирования приступов бронхиальной астмы: а) атропина сульфат; б) кодеин; в) адреналина гидрохлорид; г) изадрин;

д) эуфиллин; е) эфедрина гидрохлорид.

8. Отметить механизм действия изадрина: а) возбуждает α- и β-адренорецепторы; б) возбуждает α-адренорецепторы; в) возбуждает β-адренорецепторы;

г) блокирует β-адренорецепторы; д) оказывает миотропное спазмолитическое действие.

9. Указать фармакологические группы препаратов, применяемых при отеке легких: а) симпатомиметики; б) дегидратирующие средства;в) противовспенивающие средства; г) отхаркивающие средства; д) гипотензивные средства; е) сердечные гликозиды.

10. Отметить дегидратирующие средства: а) мочевина для инъекций; б) кофеин-бензоат натрия; в) маннит; г) спирт этиловый; д) бензогексоний; е) строфантин.

Подобрать соответствующие пары по принципу «вопрос—правильный ответ»

1. Кофеин-бензоат натрия 4. Настой травы термопсиса

2. Цититон 5. Кодеин

3. Калия йодид 6. Эуфиллин

а. Стимулятор дыхания рефлекторного типа действия

б. Противокашлевое средство

в. Отхаркивающее средство рефлекторного типа действия

г. Спазмолитическое средство миотропного действия

д. Стимулятор дыхания прямого (центрального) типа действия

Задание 4 Решить задачи

1. Препарат является алкалоидом. Оказывает выраженное Противокашлевое и слабое болеутоляющее действие. Назначается в порошках, таблетках и в составе микстур. При длительном применении вызывает привыкание и лекарственную зависимость. Определить препарат. Выписать рецепт.

2. Препарат является веществом медиаторного типа действия, способен повышать артериальное давление, стимулировать работу сердца и снижать тонус бронхиальных мышц. Применяется для купирования приступа бронхиальной астмы, при шоке, коллапсе, аллергических реакциях. Указать фармакологическую группу препарата и объяснить его действие при остром приступе бронхиальной астмы.

3. Препарат является алкалоидом. Повышает выброс медиатора из окончаний адренергических нервных волокон. Вызывает сужение сосудов, повышает артериальное давление, оказывает несколько более слабый, но продолжительный бронхолитический эффект по сравнению с адреналином. Применяется для лечения и купирования приступов бронхиальной астмы, при ринитах. Определить препарат, указать его лекарственные формы.

Читайте также:  Рецепт мягкого теста для орешек
Оцените статью