Практическое занятие по фармакологии на тему «Рецептура. Общая фармакология»
Департамент здравоохранения Брянской области
ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело , базовая подготовка
Учебная дисциплина: ОП. 07 Фармакология
Тема: Рецептура. Общая фармакология
Вид занятия: практическое
Кол-во времени : 90 мин.
на заседании методической комиссии
по специальности 31.02.02 Акушерское дело
От «30» августа 2018 года
Председатель ___________ / А.В. Калинина/
«_______ » __________ 2018г.
Зам. директора по учебной работе
базовый медицинский колледж»
Методическая разработка практического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело учебная дисциплина ОП.07 Фармакология по теме «Рецептура. Общая фармакология».
Автор: И.С. Кауфман, преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
Н.В. Киселева, методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».
1. Образовательная: Изучение предмета и задач фармакологии, основных понятий в фармакологии, правил выписывания рецептов на различные лекарственные формы.
После изучения темы студент должен:
иметь практический опыт:
Работы со справочной литературой.
Выписывать в рецептах твердые, мягкие и жидкие лекарственные формы.
Правила выписывания рецептов;
Инновационные лекарственные препараты.
2. Воспитательная: вызвать заинтересованность к проблемам современной фармакологии, способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности.
3. Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к дисциплине, формировать навыки критического мышления, развивать познавательные процессы, способствовать овладению студентами всеми видами памяти, способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Развитие общих компетенций: ОК 1, 4, 9.
и формирование профессиональных компетенций ПК:
ПК 1.6., ПК 2.1.- 2.3., ПК 3.2., ПК 3.4., ПК 3.5., ПК 4.1. — 4.5.
Место проведения: лекционная аудитория ГАПОУ « Брянский базовый медицинский колледж »
Время проведения: 90 минут
Оснащение: методическая разработка, мультимедийная презентация лекционного материала; вопросы и другой материал для закрепления.
— материал является базовым для дальнейшего изучения дисциплин по специальности 31.02.02 Акушерское дело
Федюкович Н. И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. — Издание 15-е – Ростов-н/Д: Феникс, 2017.-702с.
Машковский М.Д. Лекарственные средства. 16-е издание, переработанное, исправленное и дополненное. Москва: ООО «РИА «Новая волна», 2012
Аляутдин Р.Н. Фармакология: учебник / под ред. Р. Н. Аляутдина, — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
Технологическая карта практического занятия
Содержание этапа занятия
Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, санитарное состояние аудитории, отмечает отсутствующих
Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку.
Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале.
Тема, актуальность, внутримодульные и межмодульные связи, связь с будущей профессиональной деятельностью.
Преподаватель отмечает значение и роль данного занятия для будущей практической деятельности студента, сообщает план занятия:
1. Входной контроль знаний
2. Самостоятельная работа студентов
3. Контроль выполнения самостоятельной работы
Формирует познавательный интерес к учебной деятельности по теме.
Контроль исходного уровня знаний студентов – ответы на вопросы. Приложение №1
Выявление исходного уровня теоретических знаний и его коррекция
Формирование первичного практического опыта по работе с рецептом. Самостоятельная работа студентов. Применение теоретических знаний и приобретение практических умений студентами. Приложение №2, №3.
Развивает умение грамотно выписывать рецепты , самостоятельно находить допущенные ошибки, прививает навыки работы с документами.
Оценивается работа каждого студента, выставляется оценка за практическую работу.
Развивает умение анализировать свои ошибки, находить пути их устранения.
Подведение итогов занятия.
Анализ работы каждого студента и выставление общей оценки.
Анализ и оценка успешности достижения целей занятия, поставленных в начале занятия
Работа с лекционным материалом, Интернетом. Заполнение рецептурной тетради.
Активизирует самоподготовку, отрабатывает навыки самостоятельной работы с литературой
Уборка кабинета в присутствии преподавателя после занятия.
Вопросы по теме: «Рецептура. Общая фармакология»
Основные сведения о рецептуре.
Основные понятия о лекарственных средствах
Понятие о Государственной фармакопее.
Формы рецептурных бланков.
Структура рецепта, правила его оформления.
Действия работника аптечного учреждения / организации при получении неправильно выписанного рецепта.
Виды рецептурных прописей.
Возможные сокращения в рецепте.
Виды лекарственных форм.
Предмет и задачи фармакологии. Методы фармакологии.
Понятие о фармакодинамике.
Понятие о фармакокинетике.
Энтеральный путь введения ЛВ.
Парентеральный путь введения ЛВ.
Биотрансформация (метаболизм) лекарственных веществ.
Пути выведения лекарственных средств.
Виды действия лекарственных средств: местное, резорбтивное, рефлекторное, избирательное, преимущественное, общеклеточное, главное, побочное, прямое, косвенное, обратимое и необратимое.
Лекарственная сенсибилизация. Способы коррекции.
Лекарственная толерантность, ее происхождение и способы преодоления.
Лекарственная зависимость. Виды.
Индивидуальная фармакологическая чувствительность. Идиосинкразия.
Этиотропная, патогенетическая и симптоматическая лекарственная терапия.
Понятие о дозах. Виды доз.
Широта терапевтического действия.
Эмбриотоксичность, тератогенность и фетотоксичность лекарственных средств.
Понятие о хронофармакологии.
Биоритмы, их природа, возможности влияния на фармакологический эффект.
Синергизм. Виды синергизма.
Антагонизм в действии лекарственных веществ.
Выпишите разными способами 12 таблеток, содержащих по 0,00025 дигоксина (Digoxinum). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
Выпишите разными способами 500мл 0,02% водного раствора фурацилина (Furacilinum). Назначить для промывания ран.
Выпишите 10мл водной суспензии, содержащей 0,5% гидрокортизона ацетата (Hydrocortisoni acetas). Назначить для закапывания в глаза по 2кап 4 раза в день.
Выпишите 12 флаконов, содержащих по 500 000ЕД бензилпенициллина натриевой соли (Benzylpenicillinum-natrium). Назначить по 500 000ЕД 4 раза в сутки, содержимое флакона растворить в 2мл 0,5% раствора новокаина (Novocaini hydrochloridum)
Выпишите развернуто и сокращенно 50,0 мази на вазелине (Vaselinum), содержащей 1% неомицина сульфата (Neomycini sulfas). Назначить для смазывания пораженного участка кожи.
Выпишите 20 драже, содержащих по 0,05 диазолина (Diazolinum). Назначить по 1 драже 2 раза в день.
Выпишите 20мл 1% спиртового раствора ментола (Mentholum). Назначить для растирания сустава.
Выпишите 180мл микстуры с содержанием по 0,015 кодеина фосфата (Codeini phosphas) и 0,5 калия бромида (Kalii bromidum) на один прием . Назначить по 1 стл л. 3 раза в день.
Выпишите 10 ампул, содержащих по 10мл 40% раствора глюкозы (Glucosa). Назначить для внутривенного введения по 10мл.
Выпишите развернуто 6 ректальных суппозиториев, содержащих по 0,02 промедола (Promedolum). Назначить по 1 суппозиторию при болях. (Наркотическое вещество)
1. Определить виды Фармакотерапии:
1. Этиотропная терапия, 2. Патогенетическая, 3. Симптоматическая терапия,
4. Заместительная терапия, 5. Профилактическая терапия.
направляет действие лекарств на устранение или подавление механизмов развития болезни.
устраняет или уменьшает отдельные симптомы заболевания.
направлена на устранение причины (этиологии) заболевания.
применяется при недостаточности в организме больного биологически активных веществ – гормонов, ферментов и др.
проводится для предупреждения заболеваний.
2. Распределить виды действия ЛВ на организм и подобрать примеры.
1. Местное действие, 2. Резорбтивное, 3. Рефлекторное.
Действие вещества на месте его введения до всасывания в общий кровоток, может развиваться как на месте введения, так и вдали от него.
Благодаря воздействию лекарственного вещества на нервные рецепторы на месте введения или после всасывания, реализуется эффект в результате рефлекса.
Действие вещества после всасывания и распределения по организму.
Например, местноанестезирующее действие, вяжущий эффект.
При вдыхании нашатырного спирта наблюдается возбуждение дыхания.
Примером такого воздействия может служить сон, развивающийся после приема снотворных.
3. Отметить пути введения лекарственных веществ, указав цифры.
Энтеральный путь ____________________________________________
Парентеральный путь _________________________________________
поверхностное нанесение препаратов на кожу и слизистые оболочки.
4. Найти соответствие понятиям.
1. Фетотоксическое действие, 2. Идиосинкразия, 3. Сенсибилизация, 4. Тератогенное действие, 5. Эмбриотоксическое действие, 6. Мутагенное действие, 7. Канцерогенное
Чрезвычайно высокая чувствительность к лекарственным препаратам.
Способность веществ вызывать образование злокачественных опухолей.
Токсическое действие ЛС на плод до 12 недель беременности.
Нежелательное действие ЛС на плод, которое приводит к рождению ребенка с аномалиями или уродствами.
Развитие резкого повышения чувствительности к препарату в результате его применения.
Токсическое действие на плод после 12 недель беременности.
Способность ЛС нарушать генетический аппарат зародышевых клеток, изменяя генотип потомства.
5. Ответить на вопросы теста.
1. Биодоступность лекарства — это:
Скорость выведения препарата из организма;
Скорость всасывания препарата в желудочно-кишечном тракте после приема per os;
Процентная часть внесосудисто введенной в организм (принятой внутрь, введенной внутримышечно или подкожно) дозы лекарственного вещества, которая попадает в системный кровоток в неизменном виде.
2. Что включает в себя понятие «фармакодинамика»?
Распределение лекарственных веществ в организме.
Депонирование лекарственных веществ.
Локализацию действия лекарственных веществ.
Выведение лекарственных веществ из организма.
3. Раздел фармакологии х ронофармакология
Изучает особенности действия лекарств на детский организм.
Изучает особенности действия и применения ЛС у лиц пожилого и старческого возраста.
Изучает роль генетических факторов в чувствительности организма к лекарствам.
Изучает зависимость фармакологических эффектов веществ от суточных и сезонных ритмов.
4. Доза, выше терапевтической, применяется в начале лечения для образования нужной концентрации в крови
5. Одновременное действие двух или более лекарственных веществ в разных направлениях:
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-370933
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.